Первый за 72 года такой визит станет триггером для развития небольшой, но растущей общины.
Тасмания — самый небольшой штат Австралии, как по населению, так и по размеру, там живет около полумиллиона человек; а известен регион своей пересеченной местностью, захватывающей дух природной красотой и уникальными видами животных, в том числе тасманским дьяволом и ныне вымершим тилацином, или тасманским сумчатым волком.
В столице Тасмании, Хобарте, основанном в 1804 году как исправительная колония для изгнанных британских каторжников, всегда было еврейское население. Среди первоначальных 270 каторжников, поселенных там, оказалось восемь евреев.
Поэтому в штате со временем были возведены две постоянно действующие синагоги, старейшие в Австралии: «Еврейская конгрегация Хобарта», построенная в 1845 году, и Лонсестонская синагога, возникшая годом позже.
12 июля бывший главный ашкеназский раввин Израиля Исраэль Меир Лау нанес визит в Лонсестонскую синагогу. В мероприятии приняли участие около 50 человек, в том числе министры правительства, представители природоохранной группы Национального фонда Австралии и члены еврейской общины Тасмании.
«Очень приятно, что мы можем быть “антиподами” и при этом оставаться частью еврейского народа, — пошутил Бетц Аллен, живущий в Лонсестоне 25 лет. — Личное присутствие здесь раввина Лау и то, что он потратил время и силы, чтобы приехать, крайне важно для нас. Потому что даже в Австралии мы находимся далеко от всего».
Прием главных раввинов других стран в Лонсестоне — невероятно редкое событие. Последний раз такое было 72 года назад, в 1951 году, когда Исраэль Броди, тогдашний главный раввин Британского Содружества, посетил общину во время своего турне по Австралии.
Лау, ребенком, переживший Холокост, бывший председатель совета музея «Яд Вашем» — почетный гость в еврейских общинах по всему миру, а его сын Давид является главным ашкеназским раввином Израиля в наситоящее время.
Лау стал гостем Джозефа Гутника, австралийского горнодобывающего магната с состоянием около полумиллиарда долларов, родом из Мельбурна. Гутник — влиятельный сторонник Хабада, поддерживавший выборную кампанию Нетаньяху еще в 1996 г., ныне живущий на Тасмании. Гутник финансирует ремонт синагоги с одобрения Национального фонда Австралии, который управляет зданием, включенным в список австралийского культурного наследия.
«Я подумал, что было бы уместно что-то сделать, — говорит Гутник, который давно проявляет интерес к Тасмании, выразившийся, например, в строительстве единственной на острове миквы в Хобарте более 30 лет назад. — Я хотел отремонтировать синагогу. Сделать ее более удобной. Если мы сделаем это красиво, придет больше людей».
Синагога Лонсестона построена в стиле, если можно так выразиться, «египетского возрождения», с использованием мотивов древнего Египта, что создает очень необычный вид.
«Это интересное место на краю света. Очень далеко от всего, но все же очень тесно связано с мировой историей, — говорит Аллен. — Эта синагога — символ того времени, когда история еще не устоялась, но она все еще используется сегодня, и это дает огромное ощущение преемственности».
История евреев Тасмании длинная и пестрая. После довольно долгого роста их количество начало уменьшаться. Отчасти это поправила иммиграция во время Второй мировой войны, когда европейские евреи бежали от нацизма, и в 1980-х годах, когда волна евреев эмигрировала из Южной Африки. Но лишь немногие осели именно на Тасмании.
Яркое трагическое пятно: в 1940-х годах, до того, как было основано государство Израиль, Критчли Паркер-младший, искавший потенциальную территорию для поселения евреев, исследовал побережье острова, но умер, пытаясь в одиночку пройти пешком из Порт-Дейви в Фицджеральд — в своей палатке, как писали потом газеты, «окруженный планами и заметками о новой еврейской родине»; заповедник в Аппер-Биконсфилде был назван в его честь.
Сегодня крошечная еврейская община Тасмании снова растет. Перепись населения Австралии 2021 года показывает рост числа евреев почти на 50%: с 248 человек в 2016 году до 376 в 2021 году. Никто не изучал причины роста, но жилье в Тасмании значительно дешевле, чем в других крупных австралийских городах, как Мельбурн и Сидней. Тасмания также известна по всей Австралии как любимое место жизни пенсионеров, особенно тех, кто любит спокойную жизнь и пешие прогулки.
Раввин Йоханан Гордон и его жена ребецн Рошель Гордон — эмиссары Хабада на острове. Ребе уверен, что евреев больше, чем зафиксировано в переписи. Он утверждает, что лично знает больше, чем 376 зарегистрированных: в Лонсестоне проживает 250 евреев, а по всей Тасмании — 1200–1300 человек.
Он имеет давний интерес к Тасмании, так как его отец, раввин Йоси Гордон из Мельбурна, периодически посылался покойным Любавичским Ребе в 1980-х годах в этот островной штат.
Для такой маленькой общины прием Лау и других высокопоставленных лиц в синагоге Лонсестона было захватывающим событием и редким шансом заполнить скамейки.
«Обычно у нас не бывает миньяна. Но каждое воскресенье в синагоге у нас “тфилин-клуб” с кофе, и несколько евреев приходят», — говорит Гордон.
Несмотря на то, что Гутник живет в Улверстоне, шахтерском городке в 90 минутах езды от Лонсестона, он заинтересован в успехе Лонсестонской синагоги. «Мне нравится поддерживать отдаленные места», – сказал он как-то, имея в виду некоторые из своих действий по стимулированию еврейской жизни по всему миру, в том числе в Антарктиде — как-то там провели седер.
В дополнение к оплате новых ковров и новой бимы, Гутник надеется заплатить за бетонную реставрацию «египетской архитектуры» на фасаде здания и свежую покраску. Разрабатываются планы по расширению скудных кошерных вариантов для тасманских евреев путем создания комнаты в задней части синагоги для приготовления пищи.
Гутник надеется, что синагога со временем станет привлекать и туристов: «Такое историческое место. Пришли первые каторжники и построили синагогу. Люди, которые были изгнаны в одно из самых отдаленных мест в мире, построили синагогу! Это настоящий кайф».
Аллан также чувствует, что визит раввина «вошел в историю. Это потрясающе. Синагогу построили, когда иудаизм не был хорошо принят широкой общественностью. Общине было трудно получить разрешение на его строительство, хотя и на крошечном участке земли размером с почтовую марку. Но мы здесь. Мы были здесь долгое время, и мы все еще здесь».