Бунт резервистов подорвет боеспособность ЦАХАЛа: «Хезболла» меняет тактику

Бунт резервистов подорвет боеспособность ЦАХАЛа: «Хезболла» меняет тактику

Напряженность между Израилем и ливанской "Хезболлой" в приграничном регионе растет. Шиитская группировка боевиков, похоже, пробует новую тактику, чтобы испытать решимость Израиля, погруженного в острейший внутриполитический кризис.

Напряженность в отношениях между Израилем и ливанской военизированной группировкой "Хезболла" достигла самого высокого уровня за последние годы после серии инцидентов на контролируемой ООН границе между двумя странами.

Как пишет The Guardian, спустя семнадцать лет после последней разрушительной войны поддерживаемого Ираном движения с Израилем "Хезболла", похоже, пробует новую тактику в неспокойном пограничном регионе, чтобы испытать решимость Израиля. Такое балансирование на грани войны не является чем-то новым, но растущая частота пограничных стычек повышает вероятность просчетов и эскалации.

“Я полагаю, что это "Хезболла" видит, что им может сойти с рук. Ни у одной из сторон нет желания возвращаться к полномасштабным боевым действиям, но также изменился контекст”, – говорит эксперт по ближневосточному региону Моханад Хаге Али.

“Нетаньяху исторически был осторожен, когда дело касалось тотального конфликта, но координация между "Хезболлой" и палестинскими группировками стала лучше, чем была. Администрация США настороженно относится к нынешнему израильскому правительству, а Иран больше не находится в обороне, как это было во времена Трампа”, – сказал эксперт, имея в виду политику бывшего американского президента по “максимальному давлению” на Тегеран.

В июне "Хезболла" установила две палатки военного образца к югу от "Голубой линии" – демаркационной линии между Израилем, Ливаном и оккупированными Голанскими высотами, созданной ООН после ухода Израиля из Ливана в 2000 году. Боевики заявили, что район, где расположены палатки, является ливанским, что является небольшим, но провокационным и беспрецедентным шагом. После дипломатического вмешательства одна палатка была удалена, но другая осталась.

А в прошлом месяце мужчины на ливанской стороне границы – некоторые в масках и военной форме или с желтым флагом "Хезболлы" – приближались к барьеру безопасности, разделяющему две страны, или перелезали через него по меньшей мере четыре раза, в одном случае уничтожив израильскую камеру наблюдения, а в другом – бросая камни и разжигая огонь.

Противотанковая ракета была также выпущена в направлении города Гаджар, сирийской деревни алавитов на оккупированных Израилем Голанских высотах, которая была разделена надвое в 2000 году после создания "Голубой линии".

“В последние месяцы ситуация была напряженной. Происходит все больше и больше инцидентов [на "Голубой линии"]. Шесть месяцев назад было достаточно одного патруля, а теперь нам нужно четыре, и мы находимся в состоянии повышенной готовности. Вероятность насильственных действий выше”, – сказал представитель израильской службы безопасности.

Миротворческая миссия ООН, которая патрулирует "Голубую линию", назвала ситуацию "чрезвычайно деликатной", призвав все стороны "прекратить любые действия, которые могут привести к эскалации". 

Ранее в этом году произошло два серьезных инцидента: в марте боевику удалось проникнуть на территорию Израиля, взорвав придорожную бомбу в 57 км к югу от "Голубой линии", в результате чего был ранен один человек. Неясно, был ли взрыв трансграничной атакой "Хезболлы", которая станет первой в своем роде за последние годы. 

А в апреле из Ливана по Израилю был выпущен самый крупный ракетный залп со времен войны 2006 года в ответ на рейды израильской полиции по территории священной мечети Акса в Иерусалиме. Хотя считается, что ракеты были запущены палестинскими группировками, базирующимися в Ливане, они почти наверняка действовали в координации с "Хезболлой", которая контролирует большую часть юга страны. 

Хасан Насралла, генеральный секретарь "Хезболлы", заявил, что недавняя активность группировки является ответом на действия Израиля в Гаджаре, который до сентября прошлого года был закрытой военной зоной. Без уведомления или объяснений Силы обороны Израиля (ЦАХАЛ) и полиция покинули деревню, после чего израильские граждане, говорящие по-арабски в Гаджаре, построили забор по периметру города. 

Это означает, что река Хасбани стала демаркационной линией де-факто, а не официальной "голубой линией", и половина деревни, на которую претендует Ливан, теперь находится под контролем Израиля, пишет The Guardian.

"Израиль оккупирует часть ливанской территории и имеет наглость говорить о провокациях "Хезболлы" на границе, когда он сам является стороной, которая участвует в провокациях", – заявил шейх Насралла в своем выступлении на этой неделе. 

Но, по оценке израильской военной разведки, "Хезболла" и ее иранские союзники рассматривают политический кризис в Израиле как "историческую возможность".

Считается, что вместо того, чтобы дать правительству Израиля шанс отвлечься от внутренних проблем, сосредоточившись на внешних угрозах, Хасан Насралла с радостью “отсидится на заборе и позволит Израилю истекать кровью”, как сообщается, сказал Нетаньяху начальник штаба Армии обороны Израиля.

Привлечение и без того истощенных израильских солдат и ресурсов для борьбы с новыми вторжениями с севера, возможно, является частью этой стратегии истощения, отмечает The Guardian. 

Израильское общество находится в тисках беспрецедентного внутреннего раскола, спровоцированного состоявшимися в ноябре прошлого года выборами самой правой администрации в истории страны. Коалиция быстро объявила о пересмотре судебной системы, который, как опасаются многие, поставит Израиль на путь отступления от демократии.

Массовые протесты по всему Израилю за последние восемь месяцев были поддержаны военными резервистами. Такие подразделения, как пилоты, являются важнейшим элементом оперативных возможностей Армии Обороны Израиля, и 10 тысяч или более человек заявили, что попросят уволить их со службы, если правительство проведет голосование в Кнессете по первому важному элементу законодательства на прошлой неделе, отмечает The Guardian.

Армия обороны Израиля настаивала на том, что она в состоянии сдержать растущее инакомыслие в своих рядах, но в публичном заявлении после разборок в Кнессете признала, что “если резервисты не явятся на службу в резерв в долгосрочной перспективе, боеготовности вооруженных сил будет нанесен ущерб”.

Похожие статьи