|
Юрий Табак
Юрий Табак

Велогонщик, спасавший евреев

Велогонщик, спасавший евреев
Одно из спасительных фальшивых удостоверений личности, перевезенных Бартали

Мы рассказывали о «Сети Ассизи» — подпольной католической группе в итальянском городе Ассизи, которая усилиями местного духовенства и мирян (семеро из них (епископ Ассизи, двое священников, две настоятельницы монастырей и двое мирян) были удостоены звания Праведников народов мира)  были спасены все несколько сотен евреев, скрывавшихся в Центральной Италии от нацистов.

Тогда мы добавили, что рассказ будет неполным без упоминания еще двух человек. Один из них – Джино Бартали.

Выросший в типичной семье юга Италии, глубоко верующий католик Джино Бартали оказался необычайно талантливым велогонщиком; в 22 года, в 1936 г., он выиграл первую «Джиро д'Италия».  К 1940 г. он выиграл уже 8 крупных гонок и стал самым выдающимся итальянским велогонщиком довоенного периода. Его называли «горным гигантом» – равных ему на горных трассах не было.

В период войны гонки, разумеется,  не проводились. Но широкой международной  известности, которую он заработал, и восхищению сотен тысяч людей послевоенного времени теперь способствовало и другое главное дело его жизни в военные годы  – а именно спасение евреев и помощь Сопротивлению.

Поскольку его работа профессионального велогонщика предполагала многокилометровые тренировочные гонки, то Бартали бесконечно носился по всей Италии, из города в город – Рим, Флоренцию, Лукку, Геную, по дорогам Тосканы, Умбрии. Но носился не пустой:  рама его велосипеда и пространство под седлом были набиты секретными записками от епископов к священникам и пастве, фальшивыми удостоверениями, фотографиями, печатями, прочими документами, которые способствовали укрытию евреев от нацистов и организации Сопротивления. Некоторые такие гонки являлись командными, но никто из спортсменов о его деятельности не догадывался. Иногда ему приходилось цеплять к велосипеду небольшую фуру с потайным отделением. Он объяснял, что фура нужна для тренировки.

Он всегда носил тренировочный свитер с вышитым на нем именем. До поры до времени все обходилось: ни итальянские фашистские патрули, ни немцы обычно не осмеливалась досматривать знаменитого велогонщика. Но риск всегда присутствовал. Однажды по дороге в Геную его остановил немецкий патруль – чтобы попросить автограф. Но офицер все же решил досмотреть его велосипед. На этот раз, как и в ряде других случаев, Бартали попросил не трогать его велосипед, поскольку все его части были тщательно подогнаны к грядущим соревнованиям. Но без подозрений не обходилось: однажды во Флоренции он был задержан службами СД. Его допрашивали, угрожая жизнью, но он сумел вывернуться и все обошлось.

Бартали активно помогал «Делегации помощи еврейским эмигрантом» – организации, созданной бухгалтером из Тосканы Джорджо Ниссимо. С помощью архиепископа Генуи Пьетро Ботто и епископа Флоренции Элия Далла-Коста (будущие кардиналы, оба удостоены звания Праведников народов мира), францисканцев из Ассизи организация помогла спастись 800 евреям. В свою очередь, соратники еп.Элии Далла-Коста работали рука об руку с еврейским подпольем Флоренции, возглавлявшимся р.Натаном Кассуто, погибшим в Холокосте.

Многократно Бартали доезжал и до Ассизи, где местные владельцы маленького антикварного магазина – отец и сын Брици – наладили безостановочную печать фальшивых документов для евреев, и где множество евреев скрывались в местных монастырях. Бартали не только предавал документы, но ему удавалось периодически узнавать о грядущих облавах. Бартали был непосредственно причастен к спасению евреев Ассизи.

Джино Бартали.jpg

Но дело не ограничивалось ролью связного и велосипедом. В 1943 г., зная горные дороги, он самолично провел группу еврейских беженцев через швейцарские Альпы. А в сентябре 1943 г. Бартали спрятал в подвале своего дома семью флорентийцев Гольденбергов. 9-летний Джорджо Гольденберг, которого прятали монахини неподалеку, в Сантиньяно (они  были удостоены звания Праведников) при возросшей опасности перебрался к семье, в дом Бартали. Семья здесь скрывалась до освобождения Флоренции. Таким образом, Бартали непосредственно спас жизнь еврейской семьи.

Война закончилась. Джино продолжил карьеру профессионального велогонщика. Он выступал до 1954 года, по-прежнему занимая первые и призовые места в престижнейших велогонках. Он по-прежнему был непревзойденным «горным королем». Его рекорд 1948 г. на «Тур де Франс», когда он выиграл подряд три горных этапа, сумели превзойти только полвека спустя, в 1999 г. Хотя теперь он был не единственным королем. Его многолетнее соперничеством с Фаусто Коппи стало легендарным. Страна разделилась на «барталистов» и «коппистов»

Бартали был всеобщим кумиром. Порой он не мог выйти из отеля из-за толпы болельщиков, ему приходилось затыкать уши ватой, чтобы заснуть под непрерывное скандирование «Джино, Джино» под окнами.

14 июля  1948 г. лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти был тяжело ранен студентом-антикоммунистом. Ситуация в стране стала чрезвычайно напряженной, возникла реальная опасность гражданской войны. Расколотый парламент кипел. И как рассказывается в некрологе Бартали, один из депутатов влетел в зал заседаний и крикнул: «Бартали выиграл Тур де Франс!».  Распри были забыты, противоборствующие политики зааплодировали и стали поздравлять друг друга. Пишут, что Тольятти неожиданно вышел из комы, спросил, как протекала гонка, и попросил соратников вести себя сдержанно. В общенародном праздновании политическая вражда была забыта. Много лет спустя премьер-министр Джулио Андреотти отметил: «Говорить о предотвращении гражданской войны победой в Тур де Франс – это преувеличение, но, несомненно, Бартали снизил напряженность».

Выдающиеся спортивные успехи никак не снижали его религиозности, за что его даже прозвали «Джино Благочестивый»: молитвы перед едой, иконы в номерах отелей. Он стал членом Третьего ордена кармелитов (кармелитом-мирянином).  Его лично благословляли три папы Римских, а папа Иоанн XXIII просил научить кататься его на велосипеде, чем Джино гордился. Иногда на горных трассах дети из летних лагерей, под руководством священника, распевали псалмы, когда он проносился мимо. Маленькая часовня в Ассизи, где молился Джино, была передана Музею памяти, посвященному спасению евреев. Часовня,

Однако деятельность Бартали времен войны  оставалась практически неизвестной. Джино Бартали упорно молчал. Есть разные объяснения его молчания. Согласно одной версии, он полагал, что его деяния – это ничто на фоне других подвигов, и многие их совершившие погибли. По другой версии, он принципиально не хотел говорить о том, чем он занимался.  Однажды он заметил сыну Андреа: «Хорошее надо делать и не говорить об этом – некоторые медали висят на душе, а не на пиджаке». Но в любой из этих версий можно усмотреть отблеск святости – что потом сыграло не такую уж однозначную роль.

В 1978 г. вышла книга бывшего польского военного журналиста  Александра Рамати (он же Давид Соломонович Гринберг), который вместе с союзниками вошел в Ассизи и познакомился со священником Руфино Никкачи – одним из активнейших участникос «сети Ассизи», признанным впоследствии Праведником народов мира. На основании рассказов Никкачи, Рамати написал книгу об ассизском подполье в котором упоминалась и деятельность  Бартали. Но книга не была научным исследованием, события и цифры, в ней указанные, не сопровождались ссылками на документы. Что-то мог перепутать Никкачи, что-то добавить Рамати. Часть фактов противоречили документальным свидетельствам. Скорее это было  что-то вроде  документального романа, ориентированного на киносценарий, и в 1985 г. Рамати снял по роману фильм «Ассизское подполье».

Но когда широкая публика узнала, что всеобщий кумир Бартали был еще и героем Сопротивления, проверять факты уже никому не было нужно. Появилось несколько книг и статей про Бартали, уже включавшие главы о подполье – и в основном, в них пересказывалось содержание книги Рамати. Бартали по-прежнему молчал и даже категорически возражал против демонстрации фильма о нем на итальянском телевидении.

Он умер в мае 2000 г. Похороны собрали огромное количество народа, свои соболезнования выразили президент и премьер-министр Италии. Олимпийский комитет Италии объявил двухдневный траур.

В 2005 г. из Тосканы поступил запрос в Яд-Вашем о присвоении Бартали звания Праведника народов мира. Яд-Вашем приступил к исследованию материалов, что заняло около 8 лет – Яд-Вашем ориентирован на документы, а не на романы. И работа была непубличной. В 2013 г. в Иерусалиме состоялось торжественное вручение диплома Праведника сыну и внучке  Джино Бартали. На торжественной церемонии сын Андреа процитировал частное откровение отца: «Я спортсмен, велосипедист. Герои – это другие, пострадавшие… Я только делал то, на что был способен. Не хочу быть героем. Зачем? Из-за гонок? Гонки – это моя работа. И свою работу я поставил на службу страждущих». Внучка Джойя вспоминала, что дед очень просил и близких и друзей (о чем они ей рассказали после смерти Бартали) хранить молчание по поводу его деятельности во время войны. Но один эпизод ее поразил. Они с отцом ехали в машине, Джойя была за рулем. Они болтали о разном, и вдруг дед внезапно сказал: «Ты знаешь, люди будут намного больше говорить обо мне после моего ухода». По мнению Джойи, дед вдруг, в конце жизни, осознал, что он сделал.

Книги продолжали выходить, но в 2017 г. появляется статья крупнейшего историка итальянского Холокоста Мишеля Сарфати. Он указал  на противоречия в книжке Рамати ряду исторических фактов, на отсутствие упоминания имени Бартали в воспоминаниях организатора «сети Ассизи» епископа Бруначчи (он был удостоен звания Праведника народов мира) и ряде других документов. В итоге он пришел к выводу, что история с героизмом великого гонщика, описанная выше, придумана. В 2021 г. версию Сарфати поддержал еще один крупный итальянский историк Стефано Пивато. Такие версии нередко появляются в истории с праведниками, тем более действовавших в рамках организованного Сопротивления  – их работа максимально конспирировалось, письменных указаний старались не использовать, чтобы они не попали в руки полиции или гестапо. Сами герои часто молчали после войны. Свидетели подвигов погибали от рук нацистов или  их уже не было в живых к началу расследования, которое происходило обычно много лет спустя описываемых событий. В итоге дошедшие документальные материалы весьма скудны. А тут добавился дополнительный фактор – имя всенародного кумира неприкосновенно. В итоге статьи Сарфати и Пивати в них обойдены гробовым молчанием, словно их не существует. В последние годы вышло несколько книг про Бартали, но имена двух историков в них не упоминаются. Однако  такой же упрек можно предъявить и самим Сарфати и Пивати. Они написали статьи много лет спустя после присвоения Бартали звания Праведника, но в их статьях не содержится ни малейшей критики, и даже упоминания о решении Яд-Вашем, которое должно было базироваться на строгой документальной основе и вызвать соответствующие вопросы историков. Материалы Яд-Вашем точно так же были обойдены молчанием. У Сарфати могла быть отговорка в том плане, что он исследовал деятельность Бартали как курьера с нелегальными документами, а несомненное звание Праведника присваивали Бартали за спасение семьи Гольденберга, которого он в статье не коснулся. Мало того, Сарфати переиздал расширенный вариант своей статьи в 2021 г., посвященный циркулированию фальшивых спасительных документов для евреев, где Бартали посвящено несколько абзацев, но ничего нового он не добавил.

Сын Бартали, Андреа, у памятной доски в Яд Вашем, с именем отца.jpg
Сын Бартали, Андреа, у памятной доски в Яд Вашем, с именем отца

Но вот Яд-Вашем высказался достаточно жестко насчет версий о придуманном подвиге, в лице виднейшего израильско-итальянского демографа и социолога Серхио Делла Пергола. который одновременно является членом комиссии Яд-Вашем по увековечиванию имен праведников. Разумеется, итальянские праведники находятся под его особым контролем.  Пергола подтвердил, что тщательнейшим образом были изучены множество документов. Уже одного точно подтвержденного по сторонним документам свидетельства Джорджо Гольденберга о спасении его семьи было бы достаточно. Но, по словам Перголы, существует, по меньшей мере, 30 подтвержденных случаев спасения евреев с участием Бартали. Цифры в 800 спасенных евреев из книги Рамати могут быть и преувеличенными, отмечает Пергола, но Яд-Вашем не опирался на книгу Рамати. Что же касается условия Яд-Вашем о риске для жизни, как условии присвоения звания праведника, то Пергола здесь категоричен: «Задаваться вопросом, рисковал ли Джино Бартали своей жизнью ради спасения евреев, — все равно, что отрицать, что земля круглая». Но по-хорошему, конечно, чтобы снять все сомнения, нужно было бы ввести эти документы в открытый научный оборот. Что делается не часто.

А тем временем книги о Джино продолжают писать, ему воздвигают памятники, изучается его техника велосипедных гонок. В Израиле проводится традиционная велогонка памяти Бартали. А орден кармелитов начал процесс беатификации Джино Бартали.    


Похожие статьи