|
Юрий Табак
Юрий Табак

Соработник спасения

Соработник спасения
Валентин Мюллер

Подпольная католическая группа в итальянском городе Ассизи усилиями местного духовенства и мирян (семь из них — епископ Ассизи, двое священников, две аббатисы и двое мирян — были удостоены звания Праведников народов мира) спасла несколько сотен евреев, скрывавшихся в Центральной Италии от нацистов. Чтобы закончить рассказ о «сети Ассизи», вспомним еще одного человека, сыгравшего самую непроясненную, но, может быть, решающую роль в судьбе спасенных.

Валентин Мюллер родился в Нижней Франконии (Бавария) в 1891 г. в католической семье, учился в семинарии, потом изучал медицину в Вюрцбурге, где был активным членом католической ассоциации. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, побывал в плену у англичан. Вернувшись в Германию, открыл в маленьком городке Айхштат частную медицинскую практику. В начале Второй мировой войны был произведен в полковники и снова призван на военную службу. Принимал участие в военных операциях в Польше, Франции, СССР. Был всегда верен своим твердым католическим убеждениям и не шел ни на какие компромиссы, вступал в конфликты с начальством, строго наказывал солдат за ругань. В 1942 г. создал первый полевой госпиталь в Сталинграде; за несколько дней до окружения немцев советскими войсками ему было приказано выдвинуться на юг Европы для создания подразделения по перемещению раненых. Так он оказался в 1943 г. в Италии, а в сентябре 1943 г. был назначен военным комендантом Ассизи.

Валентин Мюллер.jpg

Здесь, собственно, и начинается наша история. Каждое утро, выходя из своих апартаментов в отеле «Виндзор Савойя», он направлялся на мессу, минуя церкви и монастыри 13-15 вв. Он хорошо знал, какая опасность грозит христианским памятникам из-за бомбардировок: союзники бомбили итальянские города; разрушались величайшие художественные памятники, такие как аббатство Монтекассино, возведенное в 6-ом веке. Мюллер много говорил с епископом Джузеппе Николини, организатором «сети Ассизи» (за что епископу было присвоено звание Праведника народов мира). Ассизи мог не подвергаться бомбардировкам только в том случае, если бы он получил статус «больничного города». Согласно Гаагской конвенции 1907 г., такой статус Ассизи мог получить, если бы единственными немцами в городе были раненые и медицинский персонал, и не было бы никаких войск и военной полиции.

И Мюллер попросил аудиенции у генерала Альберта Кессельринга, командующего немецкими войсками в Средиземноморье, и добился разрешения превратить Ассизи в «больничный город» для лечения раненых. Кессельринг оставил по себе славу палача, на руках которого множество жертв и разрушений. От смертного приговора, вынесенного британским военным судом после войны, его спасло заступничество высокопоставленных американских и германских знакомых: «вышку» ему заменили на пожизненное заключение. Но, к счастью, Кессельринг запрещал разрушать невоенные объекты. Мюллер создал шесть больничных центров в Ассизи; город, фактически, превратился в один большой госпиталь. Немецкие войска находились за пределами города, что Мюллер строжайшим образом контролировал.

Мюллеру пришлось потом снова встречаться с Кессельрингом: отступающие немецкие войска могли оккупировать Ассизи. Кессельринг отдал приказ, запрещающий немцам входить в город. Но на всякий случай Мюллер послал сотрудников госпиталя к городским воротам и поставил круглосуточный блокпост.

Жители Ассизи высоко чтили Мюллера. Среди них ходила поговорка: «У нас три защитника: Бог, св. Франциск и полковник Мюллер». Даже партизаны отдали приказ, чтобы «волоса не упало с головы Мюллера».

Когда в конце 1944 г. началась эвакуация немцев, Мюллер тщательно наблюдал за порядком в городе, не допуская мародерства, и (не без риска для себя) оставил почти все лекарства и медицинское оборудование епископу Николини.

Потом он оказался в плену у американцев, но его быстро выпустили, а в 1950 г. — пригласили в Ассизи. Встречать его вышел весь город. Через год Валентин Мюллер умер от рака легких.

Улица в Ассизи, спускающаяся к городской больнице, названа именем Мюллера. В 1980 г., в год 800-летия св. Франциска, делегация из Ассизи посетила маленький городок Айхштат, где похоронен Мюллер, чтобы возложить на его могилу оливковую ветвь. И гости увидели, что на надгробии высечены очертания ассизской базилики св. Франциска, где он молился каждое утро. А на стене у въезда в Ассизи, недалеко от базилики, висит памятная доска с надписью: «Доктор Мюллер, полковник и немецкий врач, защитник Ассизи и всех, кто доверил ему свою защиту от ужасов войны 1943/44 гг.».

Памятная доска в Ассизи.jpg

И здесь возникает естественный вопрос: а не входят ли в число доверившихся полковнику Мюллеру 300 евреев, спасенных в Ассизи? Пишут, что, когда Мюллер открыл у себя в городе врачебный кабинет после прихода к власти Гитлера, он был единственным немецким врачом, принимавшим евреев. Проверить это сложно. Но он постоянно общался с епископом Николини, пристально следил за событиями в городе. Вряд ли он мог не догадываться, что здесь действует подпольная сеть. Скорее, он закрывал на это глаза. Одна из спасенных евреек, Грациелла Витерби, в интервью сказала о Мюллере: «У нас всегда было очень хорошее мнение о нем. Мы видели его, но, конечно же, никаких контактов не было…». Потом она много лет дружила с дочерью и внуками Мюллера. Они спрашивали ее, знал ли Мюллер о спрятанных евреях, она была убеждена, что знал: «Он был безупречным человеком». Помощник Николини, священник Альдо Бруначчи (также удостоенный звания Праведника народов мира), говорил: «Два человека в наибольшей степени ответственны за спасение Ассизи: епископ Джузеппе Николини и полковник Валентин Мюллер».

Нам уже вряд ли когда-нибудь станет известно, знал ли Мюллер о подпольной сети (что скорее всего) или нет. Но в любом случае в рассказе о спасении не только города Ассизи, но и нескольких сотен евреев, есть и его большая заслуга.


Похожие статьи