При нынешнем раскладе в следующем году в Мексике будет избрана первая женщина-президент. В опросах в преддверии выборов 2-го июня 2024 года лидируют два кандидата: Клаудия Шейнбаум, бывший мэр Мехико, и Сочитль Гальвес, сенатор, представляющая правоцентристский оппозиционный блок.
В случае успеха Шейнбаум станет не только первой женщиной, но и первым представителем еврейской общины на этом высоком посту, сообщает Jerusalem Post.
В начале сентября 61-летняя Шейнбаум была объявлена кандидатом от левой партии Движение национального возрождения («Морена»), которую возглавляет уходящий президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор. С тех пор ее популярность только росла: по данным опроса, проведенного газетой El Pais, ее поддерживают 47% избирателей, в то время как ближайший конкурент Гальвес набирает 30%.
В случае избрания Шейнбаум войдет в число немногих евреев диаспоры, которые были избраны на высший пост в своей стране. В этот список входят Джанет Джаган из Гайаны, Рикардо Мадуро из Гондураса, Педро Пабло Кучински из Перу и Владимир Зеленский из Украины. Шейнбаум также, вероятно, станет первым в истории человеком еврейского происхождения, который возглавит страну с населением более 50 млн человек.
Вот краткая информация о Шейнбаум и о том, как ее еврейство отражалось в ходе предвыборной кампании.
Она — лауреат Нобелевской премии, ученый и политик-либерал, победивший преступность.
Шейнбаум родилась в семье двух профессоров естественных наук в Мехико, сама изучала физику и стала профессором инженерных наук в Национальном автономном университете Мексики. Ее исследования были посвящены, в частности, использованию энергии в зданиях и транспортной системе Мексики. В составе Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата она стала лауреатом Нобелевской премии мира 2007 года.
Став главой правительства Мехико, Обрадор в 2000 г. назначил Шейнбаум своим секретарем по вопросам охраны окружающей среды. Она стала его близким соратником и в начале 2010-х годов вступила в новую левую партию «Морена» (названную в честь католической покровительницы страны — Девы Марии Гваделупской). В 2015 г. она была избрана мэром Тлалпана, крупнейшего района Мехико, а в 2018 г. стала мэром всего города. Летом этого года она ушла с поста мэра, чтобы принять участие в президентской гонке.
Как и приближающийся к завершению каденции Обрадор, рейтинг одобрения которого превышает 60%, Шейнбаум предлагает бороться с глубоко укоренившейся в Мексике коррупцией, продолжать политику выделения дотаций наиболее уязвимым слоям населения и развивать энергетический суверенитет Мексики. Однако Шейнбаум, скорее всего, будет придерживаться более проэкологических взглядов, чем Обрадор: в то время как нынешний президент укрепляет нефтяную промышленность, Шейнбаум заявила, что будущее страны «должно быть связано с возобновляемыми источниками энергии».
Шейнбаум управляла мексиканской столицей во время тяжелейшей пандемии COVID-19. В то время как Обрадор, как представляется, минимизировал угрозу вируса, Шейнбаум выступал за использование масок и усиленное тестирование на ранних этапах. В стране, страдающей от насилия, ей удалось снизить уровень убийств в своем городе почти наполовину.
Однако во время ее пребывания на посту мэра возникли и некоторые противоречия. Несмотря на расширение общественного транспорта, в городском метро произошло не менее десятка аварий, в том числе со смертельным исходом. По мнению критиков, она не сделала достаточно для того, чтобы исправить разрушающуюся инфраструктуру города.
На посту главы Тлалпана Шейнбаум также сталкивалась с противоречиями, связанными с инфраструктурными катастрофами. В 2017 году во время землетрясения, в результате которого погибло в общей сложности более 300 человек, в округе Шейнбаум обрушилась начальная школа, в результате чего погибли 19 детей и шесть взрослых. У здания школы был надстроен этаж, где разместили жилье, что и привело к его разрушению. Шейнбаум критиковали за то, что она позволила местным чиновникам одобрить разрешение на строительство. Она принесла извинения за случившееся, но некоторые родители погибших детей до сих пор считают ее виновной.
Бабушка и дедушка Шейнбаум по линии отца ашкеназские евреи, иммигрировавшие из Литвы в 1920-х годах, а по линии матери — сефарды, покинувшие Болгарию в 1940-х годах, спасаясь от Холокоста. В детстве она отмечала еврейские праздники, но во взрослом возрасте вела секулярный образ жизни.
В 2018 году источники сообщили Еврейскому телеграфному агентству, что Шейнбаум чувствует себя связанной с историей евреев, занимающихся политической деятельностью, но не в такой степени с религией или ее традициями. Как и многие светские левые евреи в Мексике, ее родители переехали на юг города, чтобы быть ближе к Национальному автономному университету — очагу политической активности. Во время своей мэрской кампании в 2018 году она заявила группе еврейских женщин-избирательниц, что гордится своим происхождением.
Она также не делала никаких публичных заявлений об Израиле и не выступала как представитель меньшинства, хотя евреи составляют менее 1% населения столицы. Неизвестно, принадлежит ли она к какой-либо синагоге или другому еврейскому учреждению.
«В Мексике большая часть евреев связана с одной из пяти или шести основных общин, — говорит Даниэль Файнштейн, декан факультета еврейских исследований университета Hebraica в Мехико. — Страна известна тем, что в ней проживает множество сплоченных ортодоксальных общин, многие из которых не слишком часто общаются между собой. Я не думаю, что она связана с какой-либо из этих общин. ... Ее не воспринимают, скажем так, как одну из нас. ... Я думаю, что ее воспринимают как человека с еврейскими корнями, сделавшего научную, а затем политическую карьеру».
Еврейство Шейнбаум становится одним из самых острых вопросов в предвыборной гонке.
Несмотря на то, что мексиканцы в целом являются правоверными католиками, по мнению Хуана Пабло Пардо-Герры, социолога из Калифорнийского университета в Сан-Диего, страна имеет богатую традицию отделения религии от политики: «Мексиканская политика на самом деле была довольно светской, — сказал он. — Поэтому религия президента и его религиозная практика никогда не обсуждаются».
В нарушение этой негласной традиции бывший президент Висенте Фокс назвал Шейнбаум «болгарской еврейкой», явно пытаясь ее дискредитировать. «Единственный мексиканец — это Сочитль», — добавил Фокс, имея в виду оппонента Шейнбаум.
Позже Фокс извинился, а Гальвес осудил его высказывания. Однако с момента выдвижения своей кандидатуры и всего за несколько месяцев официальной кампании Шейнбаум уже дважды обнародовала в Twitter свое свидетельство о рождении и опубликовала предвыборную рекламу, подчеркивающую ее мексиканскую идентичность перед лицом нападок на ее происхождение.
Пардо-Герра сказал, что, по его мнению, еврейское происхождение Шейнбаум не сыграет большой роли при подсчете голосов в следующем году. Однако, по его словам, в мексиканском политическом дискурсе иногда бывает трудно отличить «глупость от антисемитизма».
«То, что было сказано о Клаудии Шейнбаум в некоторых случаях, очень близко к антисемитизму, — считает он. — В основном это невежество, но я бы не сказал, что нет и другой позиции».
Табеа Алекса Линхард, профессор литературоведения Вашингтонского университета в Сент-Луисе, читающая курсы по культуре Мексики и еврейской диаспоры, также считает, что в твите Фокса есть «немного и антисемитизма, и невежества»: «В Мексике, как и в других странах, существуют различные формы антисемитизма. Трудно не заметить отголоски теорий заговора, связанных с местом рождения Барака Обамы. Это политическая уловка, но в США это, безусловно, имело важные последствия, и подобный "собачий свист" может иметь последствия и в Мексике».
Среднему мексиканцу может быть безразлично происхождение и вероисповедание Шейнбаум, но средний мексиканский еврей, скорее всего, не будет голосовать за нее. Как и еврейские общины других латиноамериканских стран, большинство мексиканских евреев придерживаются консервативных политических взглядов. Платформа Шейнбаум не является радикально левой по сравнению с другими левыми лидерами в Латинской Америке, но Гальвес, основавший две технологические фирмы, может оказаться более привлекательным для консервативно настроенных евреев, многие из которых являются бизнесменами и принадлежат к буржуазным слоям населения.
«Я думаю, что большинство мексиканских евреев проголосуют за Сочитля Гальвеса, — считает Файнштейн. — Их предпочтения не связаны с происхождением кандидатов».
Он добавил, что большинство представителей верхнего среднего класса голосуют против «Морены», а не только евреи. Однако он отметил, что «есть и другие группы евреев, которые активно поддерживают “Морену”».
Лингард также отметил, что электоральные предпочтения евреев не будут зависеть от этнического происхождения кандидата: «Еврейская община Мексики очень разнообразна. Одни симпатизируют Шейнбаум, другие — нет. Но голоса мексиканских евреев, скорее всего, будут зависеть ... от ее платформы и платформы ее оппонента».