В этом году в местную еврейскую общину Бреста позвонила молодая пара, которая только что купила дом и нуждалась в помощи в сложной ситуации: их подвал был построен из старых еврейских надгробий.
На протяжении почти двух десятилетий еврейская община, а в последние годы некоммерческая организация «Совместный план» и ее американское подразделение Jewish Tapestry Project, основанное для помощи белорусскому еврейству, получали подобные звонки от жителей Бреста, которые обнаружили тысячи еврейских надгробий в своем городе. Все надгробия взяты с исторического кладбища, разрушенного во время и после Холокоста.
Сегодня на месте кладбища, на котором когда-то находились десятки тысяч могил, расположен спортивный комплекс. Но к концу следующего года «Совместный план» рассчитывает завершить мемориал на кладбище. Организация также сфотографировала и каталогизировала 1249 остатков надгробий, которые после Второй мировой войны использовались в строительных проектах по всему городу.
«В настоящее время нет ничего, что могло бы указать на то, что это кладбище», - сказала CNN Дебра Бруннер, генеральный директор и соучредитель НКО «Совместный план».
До Второй мировой войны Брест, также известный как Брест-Литовск, был домом для более чем 20 тысяч евреев и центром еврейской культуры и образования. Но когда город был освобожден после Холокоста, там осталось всего около 10 евреев. Сегодня общая численность его населения превышает 300 тысяч человек.
Первоначально нацисты убрали надгробия, чтобы освободить место для своей техники, когда они оккупировали Брест в 1941 году. На протяжении всей войны надгробия использовались в качестве тротуарной плитки и строительного материала. В послевоенные десятилетия, когда Белоруссия входила в состав Советского Союза и строительные материалы были в дефиците, надгробия стали фундаментами домов, магазинов, садовых дорожек и подвалов.
Мемориал будет установлен на месте бывшего угла кладбища, на некотором расстоянии от спортивного комплекса. Он будет сделан из обломков надгробий, найденных за последние два десятилетия, и будет иметь черную гранитную доску с текстом на русском, иврите и английском языках. Территория вокруг мемориала будет усажена деревьями, травой и полевыми цветами.
Сохранение еврейских кладбищ временами было спорным вопросом в Белоруссии. Совсем недавно, в 2017 году, белорусский суд одобрил план строительства роскошного жилого комплекса на месте еврейского кладбища в городе Гомель, недалеко от границы с Украиной и Россией. Муниципалитет Бреста пообещал поддерживать содержание городского мемориала, но не выделил никаких средств непосредственно на проект.
«Евреи всегда чтили память своих предков», - сказал Борис Брук, председатель ортодоксальной еврейской общины Бреста, в агитационном видеоролике проекта. - «Но поскольку кладбища сейчас нет, мы хотели бы иметь памятный знак или памятное место, которое бы рассказывало нашим потомкам, что здесь покоятся их предки, люди, которые жили, работали и молились в этом городе».
В 2004 году жители, строительные компании и владельцы домов, чьи дома вымощены надгробиями, начали звонить руководителю Брестского фонда и музея Холокоста Регине Симоненко с предложением вернуть камни. В 2011 году мэрия Бреста одобрила строительство мемориала из надгробий. «Совместный план» присоединился к проекту в 2014 году.
Помимо 1287 обломков с признаками надписей, еще от 2000 до 2500 более мелких фрагментов без каких-либо надписей были собраны и сохранены на складе, где были сфотографированы, каталогизированы и добавлены в базу данных с возможностью поиска.
Мемориал проектирует художник из Далласа Брэд Голдберг, который планирует построить две арки друг напротив друга, на каждой из которых будет несколько надгробий. Согласно его веб-сайту художника, он рассматривает свою работу как «сочетание скульптуры, пейзажа и искусственной среды».
«Я называю это объятиями», - сказал он CNN. «В этих объятиях будут храниться те надгробия, которые еще целы. Это не кладбище. Они все смотрят в разные стороны и как будто разговаривают друг с другом».
Он добавил: «Один раввин, с которым мы консультировались, описал это как вопрос жизни, а не смерти».
Гольдберг имеет связи с Брестом, что и привело его к работе над мемориалом. Его семья приняла пережившего Холокост, покойного Джека Гринберга, когда тот приехал в Соединенные Штаты после Войны. Где-то от 70 до 100 родственников Гринберга были убиты нацистами во время Холокоста. Гринберг был одним из немногих выживших еврейских жителей Бреста.
В 1997 году Гринберг и его сын Стивен вместе поехали в Брест. Стивен Гринберг - кинорежиссер, работавший для Фонда Шоа, и именно он рекомендовал Голдберга в качестве дизайнера мемориала. Гринберг-младший также сделал пожертвование на строительство мемориала, стоимость которого оценивается в 325 тысяч долларов.
«В 1997 году здесь не было никаких признаков кладбища», - рассказывает Стивен Гринберг CNN. - «Нас отвезли сюда , и гид сказал: "Здесь было кладбище". Как и многие другие вещи, связанные с Холокостом, их невозможно понять, у вас просто возникают сложные внутренние чувства... Я просто пытался представить себе, как они снесут кладбище бульдозерами и построят на нем что-нибудь. Это было чувство пустоты, которое меня захлестнуло».