|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

«Евреям вход воспрещен»: пока Эрдоган восхваляет ХАМАС, в Турции бушует антисемитизм

«Евреям вход воспрещен»: пока Эрдоган восхваляет ХАМАС, в Турции бушует антисемитизм
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступает на митинге в поддержку палестинцев в Стамбуле 28 октября 2023 г. Фото: AP Photo/Emrah Gurel

«Евреям вход воспрещен», — гласит надпись на английском и турецком языках над магазином подержанных книг Rağman Şahaf, расположенном рядом со Стамбульским университетом и неподалеку от знаменитого Гранд-базара.

Даже после того, как в пятницу табличка была снята, владелец магазина заявил, что остается при своем мнении: «Я не хочу сейчас ничего покупать у евреев, я не хочу сейчас ничего продавать евреям — так я им говорю, — заявил Озкан Мустафа Кючюккурал в интервью Jewish Telegraphic Agency. — Может быть, следовало написать "сионисты" или "израильтяне", но я был зол и эмоционален. Мои братья в Палестине умирают».

Антиизраильские баннеры и граффити, а также палестинские флаги стали обычным явлением в Стамбуле, поскольку многие его жители возмущены реакцией Израиля на нападение ХАМАС 7 октября, в результате которого погибло более 1400 человек, в основном мирных жителей. Также появились фтаблички в такси с надписями о том, что их водители не будут обслуживать израильтян.

Инциденты на почве антисемитизма происходят и за пределами Стамбула. В Измире, городе, где когда-то проживали десятки тысяч евреев, а сейчас осталось не более 1500, в субботу синагога была испорчена граффити со словами «Израиль — убийца».

Президент Реджеп Тайип Эрдоган, у которого за 20 лет пребывания на посту сложились неоднозначные отношения с Израилем, 7 октября решительно выступил в защиту действий ХАМАСа, назвав террористическую группировку «освободителями». В ответ на это Израиль в субботу отозвал своих дипломатов из Турции.

Все это создает напряженную атмосферу для проживающих в Турции евреев, которых сегодня насчитывается около 15 тыс. Человек. В основном турецкие евреи принадлежат к сефардам, но есть также небольшое количество ашкеназов, романиотов и мизрахов. В год основания Турецкой республики в 1923 г. (ровно 100 лет назад) их число составляло около 80 тыс.

Антисемитская риторика распространилась и в турецкой политике. Через день после ракетного обстрела больницы в Газе 17 октября политик от правящей Партии справедливости и развития Сулейман Сезен, представляющий небольшой муниципалитет Атакум в черноморской провинции Самсун, заявил на общественных слушаниях, что он молится за душу Гитлера, добавив, что мир обретет мир, когда будет очищен от евреев, и что Холокост следует «довести до завершения». Доказательства того, что взрыв, скорее всего, был произведен ракетой палестинского «Исламского джихада», не отменяют подобных высказываний.

AP_20032573000686.jpg
Президент Эрдоган пожимает руку главе террористического движения ХАМАС Исмаилу Хании в ходе встречи в Стамбуле, 1 февраля 2020 г. (Presidential Press Service via AP, Pool/ File)

«Гитлеровская риторика в Турции не нова, — говорит турецкий издатель и писатель еврейского происхождения Рифат Н. Бали, который пишет о том, как политический ислам изображает евреев. — Я не могу сказать, что она исходит от ультранационалистических политических фракций... Почему? Потому что их изо дня в день кормят фотографиями "детей, убитых ЦАХАЛом"».

10 октября депутат от курдской исламистской партии «Худа-Пар» Шахзаде Демир выступил в парламенте с призывом лишить турецких евреев гражданства, если они пойдут добровольцами в израильскую армию. Несколько дней спустя ультраправое СМИ Yeni Akit призвало лишить турецких евреев гражданства, надуманно заявив, что все они имеют двойное израильское гражданство.

«Этот сценарий страха не нов. Он также поднимался во время спора вокруг судна "Мави Мармара", и на повестку дня был вынесен вопрос о гражданстве евреев, являющихся гражданами Турецкой Республики и служивших в израильской армии», — говорит Сердар Коручу, который ведет колонку об антисемитизме в Турции для еврейского сайта Avlaremoz.

Он имеет в виду смертельное столкновение между израильской армией и флотилией пропалестинских активистов из Турции в 2010 году. «В истории Турецкой Республики никогда не было подобной практики. Самой суровой санкцией будет лишение их возможности проходить военную службу в будущем».

С 7 октября в Стамбуле прошло несколько крупных акций протеста в поддержку палестинцев. В ходе одной из демонстраций турецкие протестующие ненадолго прорвали ограждение израильского консульства, после чего были разогнаны полицией.

33ZE69C-highres.jpg

Митинг солидарности с палестинцами, организованный Партией справедливости и развития в Стамбуле 28 октября 2023 г. (YASIN AKGUL / AFP)
Эрдоган, чье отношение к Израилю в последние годы смягчилось, регулярно встречается с лидерами ХАМАСа. В воскресенье МИД Турции выступил с заявлением, в котором отверг идею о том, что его риторика в отношении Израиля носит антисемитский характер: «Мы отвергаем необоснованные обвинения в антисемитизме, клевету и оскорбления в адрес нашего президента и нашей страны. Всем известно, что репутация Турции в этом вопросе безупречна — в отличие от многих стран, которые сегодня безоговорочно поддерживают Израиль. Все историки признают, что Турция на протяжении всей истории была убежищем для всех угнетаемых, в том числе и для евреев».

В 1492 г. султан Османской империи Баязид II принял на своих землях изгнанных испанских евреев, в результате чего в стране появилась большая сефардская община, существующая и сегодня. Однако турецкие евреи также пережили несколько периодов притеснений, включая печально известный налог в 1940-х годах и погром в 1950-х.

Реакция местных евреев на сложившуюся ситуацию не была сплошным шоком и ужасом. Яков Бехар, владеющий магазином, расположенным за углом от букинистической лавки с табличкой «Евреям вход воспрещен», выразил разочарование по поводу этой вывески, но сказал, что она не заставила его чувствовать себя неуверенно: «Подобные инциденты не отражают общих идеалов турецкого общества. Моя семья живет здесь уже более 500 лет. Мы бы не остались здесь, если бы не чувствовали себя в безопасности. Конечно, случаются неприятные вещи, но в Израиле они тоже возможны».

 

Похожие статьи