«После 7 октября мне стало казаться, что на моем доме нарисована мишень», — признается жительница Амстердама Марья Гольдстофф.
Причиной является мезуза — кусочек пергамента в прямоугольном футляре с текстом из Торы, который евреи прикрепляют к дверным косякам. Опознать мезузу может каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с нормами иудаизма.
Гольдстофф, журналистка на пенсии и мать двоих детей, сочла благоразумным спрятать мезузу в условиях волны антисемитских инцидентов в Европе, вызванной войной между Израилем и ХАМАСом, сообщает Times of israel.
Она хотела перевесить мезузу на внутреннюю сторону дверной коробки, что допускается Галахой при определенных обстоятельствах, в том числе при угрозе преследования. Но ее муж, Иегуда, возразил, заявив, что это равносильно уступке в борьбе с запугиванием, против которого он категорически возражает.
В итоге голландская пара нашла компромисс с помощью «камозузы» — мезузы, изобретенной хабадским раввином из Ирландии в 2021 году. Кошерная с точки зрения Галахи, камозуза замаскирована под датчик системы сигнализации. «Мне стало немного легче дышать», — говорит Марья.
За последние три недели камозузу заказали 75 семей в одних только Нидерландах. По словам разработчика, раввина Залмана Лента из Дублина, заказы впервые вышли за пределы Ирландии и стали поступать со всего мира, но особенно из Европы.
Сам факт изобретения подобного устройства и спрос на него — новое свидетельство влияния на европейское еврейство волн антисемитизма, которые сотрясают их общины в последние годы, особенно когда вспыхивает насилие между Израилем и его соседями.
Помимо того, что тысячи западноевропейских евреев ежегодно уезжают в Израиль и другие страны, он заставляет многих из тех, кто остался, скрывать свое еврейство, опасаясь насилия.
Опасения быть опознанным благодаря мезузе очень стары в Европе, где их скрывали еще тайные иудеи 16-17 веков, опасавшиеся инквизиции. В настоящее время эти опасения вновь обретают актуальность.
20 октября двое злоумышленников сожгли входную дверь жилища пожилых парижан. Их квартира в 20-м округе Парижа была единственной в доме, где была установлена мезуза, сообщает новостной сайт ActuParis. Полиция арестовала мужчину, который, по ее мнению, поджег квартиру именно по этой причине. Это был один из сотен антисемитских инцидентов, зафиксированных в Западной Европе после 7 октября.
Агитация в некоторых мусульманских общинах Европы началась еще до объявления Израилем войны. Было зафиксировано, что в берлинских кварталах, где проживает много мусульман, сотни людей праздновали совершенную ХАМАСом резню, раздавая конфеты. В европейских столицах, в том числе в Лондоне, по субботам подряд проходили массовые акции протеста в поддержку сектора Газа и ХАМАСа и против Израиля, в некоторых из них участвовали сотни тысяч человек.
Британская еврейская организация Community Security Trust, занимающаяся вопросами борьбы с антисемитизмом, зафиксировала десятикратное увеличение числа антисемитских инцидентов, в большинстве своем нефизических, в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а антирасистская группа RIAS в Германии отметила 250%-ный рост числа инцидентов.
Еврейские школы по всему континенту временно закрывались в целях безопасности в течение нескольких дней после атаки ХАМАСа, причем некоторые из них — не один раз. Такая реакция не является чем-то новым для общин, которые готовятся к насилию, по крайней мере, с 2012 года, когда исламист убил четырех евреев в еврейской школе в Тулузе.
Однако масштабы и обстоятельства нынешней волны инцидентов, последовавшей за самым кровавым массовым убийством евреев со времен Холокоста, проверяют на прочность даже еврейские общины, имеющие значительный опыт преодоления подобных трудностей.
Берлинский раввин Лиор Бар-Ами всегда носил кипу на публике, несмотря на периодически происходившие антисемитские инциденты. После 7 октября даже он стал надевать бейсболку или кепку поверх кипы.
В Амстердаме, где большинство 30-тысячного еврейского населения сосредоточено в трех южных районах, мезуза стала уязвимым знаком. 36-летний бизнесмен Хаим Бенистант — один из тех местных евреев, которые во время нынешних военных действий перенесли свои мезузы в более укромное место, рассказал он.
По его словам, именно такие опасения побудили раввина Лента разработать в 2021 году программу Camozuzah. По его словам, «она была разработана в основном для студентов», которые, скорее всего, будут выделяться из-за мезузы на дверном косяке.
По словам раввина Янки Якобса, директора голландской организации Chabad on Campus, которая занимается развитием еврейской жизни в 14 университетах страны, в Нидерландах и других странах Западной Европы студенты по-прежнему подвергаются преследованиям со стороны антисемитов. Но теперь многие евреи, жильцы и домовладельцы заказывают камозузу, сказал Якобс, который также является руководителем Хабада Амстердама. «Хорошая новость заключается в том, что многие из тех, кто заказывает ее, по крайней мере, в Нидерландах, делают это потому, что считают важным иметь мезузу, — сказал Якобс. — Плохая новость заключается в том, что они боятся устанавливать обычную мезузу».
Лент, разработчик камозузы, заказал несколько тысяч устройств на заводе в Китае, который изготовил их по его техзаданию. По его словам, они хранятся в нью-йоркском офисе Хабада, а эмиссары движения по всему миру привозят мезузы своим прихожанам. Продажа камозузы осуществляется не для получения прибыли, а только для покрытия расходов на производство и доставку.
Камозуза изготовлена из резины, имеется две модели, большая и маленькая. Обе выпускаются в белом и черном цветах. Футляр стоит около 20 долл. и оснащен фальшивым индикатором, напоминающим датчик тревоги. По словам Лента, хотя камозуза абсолютно кошерна, она вызвала критику во время презентации. «Когда мы впервые продемонстрировали камозузу другим хабадским раввинам, некоторые из них возражали, считая, что это противоположно идее Хабада — популяризировать гордый и видный всем иудаизм», — вспоминает Лент.
Однако рост антисемитизма в Европе и за ее пределами означает, что все большее число евреев не будет иметь мезузы вообще, сказал он. «Конечно, мы поощряем еврейскую гордость и видимую мезузу там, где это возможно, но гораздо лучше иметь скрытую мезузу, чем не иметь ее вообще».
Янки Якобс, отец которого, Биньомин, является главным раввином Нидерландов, сказал, что он не использует и не будет использовать камозузу в своем доме на юге Амстердама: «Я не хочу таким путем скрывать свое еврейство. Мои предки по отцовской линии уже много поколений живут в Нидерландах».
Однако некоторые голландские евреи все же скрывают ее, признал Якобс: «В конце концов, моя работа как раввина заключается в том, чтобы предлагать решения, кошерные для нужд моей общины. Именно в этом и состоит задача камозузы».