В израильских ресторанах люди собираются вместе, несмотря на разные религиозные и политические взгляды.
Трое офицеров ЦАХАЛ, которых только что перевели с южного побережья на север, остановились на обед в хайфском ресторане Hummus Abu Shaker. Помимо тамошнего знаменитого меню их привлекло то, что ресторан отправил тысячи обедов людям, пострадавшим 7 октября: выжившим, солдатам ЦАХАЛа, медперсоналу и полицейским, и публично выразил солидарность с семьями пострадавших и Израилем.
После того, как анонимный пост на арабском языке в социальной сети призвал к бойкоту ресторана «мусульманская семья владельцев предала арабов, помогая израильтянам»: Abu Shaker заполнился посетителями, большинство из которых были евреями, пришедшими поддержать владельцев.
Позиция Abu Shaker и реакция его клиентов являются яркими примерами давней максимы израильского общества: несмотря на все разногласия в стране — политические, культурные и религиозные, — люди объединяются во время кризисов, особенно против внешних угроз.
Например, в течение прошлого месяца несколько некошерных кафе запросили и получили краткосрочный сертификат кашрута, чтобы дать возможность соблюдающим солдатам там питаться. «Важно, что они приложили усилия и пожертвовали время и деньги, чтобы стать кошерными и обеспечить солдат едой», — говорит Иегуда Зидерман, куратор надзирающей за кашрутом организации Kashrut Tzohar. Один кибуц, разводящий свиней, также попытался получить краткосрочный сертификат кашрута, но из этой инициативы ничего не вышло.
Ресторан, работавший в день поста 9 Ава, чтобы выразить свое несогласие с религиозным диктатом, тоже связался с Зидерманом, чтобы получить сертификат. Организация будет постоянно выдавать им временный сертификат на месяц. «Мы не стремимся превратить их в соблюдающих евреев. Они просто хотят кормить солдат».
Йоси Кляйн Галеви, старший научный сотрудник иерусалимского Института Шалома Хартмана, считает, что некоторые из самых серьезных разрывов в социальной структуре страны будут ликвидированы: «Сейчас мы находимся в процессе восстановления баланса в израильском обществе».
Гила Йешаягу, менеджер The Pot Whisperer, предприятия общественного питания навынос недалеко от Петах-Тиквы, выросла в традиционной семье. У заведения не было сертификата кошерности, что устраивало большинство клиентов, традиционных евреев, не требующих эхшера — раввинского сертификата, но довольных, что в блюдах только кошерные ингредиенты и в мясном заведении не используются молочные продукты.
Когда началась война и близлежащая военная база захотела заказать еду, Йешаягу и ее сестра, владелица заведения, решили получить сертификат кошерности. В их случае это потребовало незначительных модификаций: преобразования одной из двух основных плит в плиту для парве (не используемую ни для молочных, ни для мясных продуктов, чтобы хлеб и выпеченные там десерты можно было есть и с мясным, и с молочным), тщательного осмотра риса и петрушки, чтобы не было жучков (насекомые некошерны, даже если их случайно съесть) и ритуального отделения халы во время выпечки .
С временным сертификатом компания ежедневно готовила тысячу обедов для солдат, эвакуированных с юга людей и семей, навещающих госпитализированных близких. Затраты были покрыты пожертвованиями израильтян и иностранцев. «Несмотря на трагические обстоятельства, я чувствую себя на верху блаженства, — говорит Йешаягу. — Я думаю, именно это и сделала война — объединила нас».
У Хизер Кинонес нет опыта работы с кошерной едой и вообще каких-либо связей с иудаизмом. Она работает в Mercy Chefs, христианской благотворительной организации, которая готовит еду для нуждающихся групп населения, например, после землетрясений и наводнений. Она и ее муж продали свой дом в Калифорнии и поехали через всю страну на свою новую работу в Виргинии. В Южной Каролине они узнали о событиях 7 октября и вылетели в Израиль, в Баптистскую деревню, центр ретрита в Петах-Тикве. Там есть кухня с промышленным оборудованием, поэтому Mercy Chefs приготовила там 30 тысяч обедов. «Никакой проповеди, просто раздача горячей еды с любовью, — говорит Кинонес, — мы хотим предложить свое сердце на тарелке».
По ее словам, переход на кашрут, как это сделала Mercy Chefs, соответствует императиву организации готовить еду, которая понравится представителям принимающей культуры. В данном случае переход на кашрут — первый случай из 200 развертываний организации с момента ее основания после урагана «Катрина» в 2005 году.
«Если местная власть, курирующая приготовление пищи, является еврейской и подчиняется еврейскому закону, то именно этого мы и будем добиваться, — добавляет она. — Это создает дух товарищества, позволяющий помогать другим».
Почти все места в Hummus Abu Shaker заняты. Это радует Ибтиссам Анбтаве, более известную как Надя, владелицу закусочной, чей отец основал Abu Shaker в 1936 году. 73-летняя Анбтаве излучает радость и обнимает посетителей. «Они как мои дети. Все они», — говорит она, указывая на трех офицеров в форме.
У Нади есть внук, который живет в Ашдоде и служит в ЦАХАЛе. Его мать-еврейка была замужем за сыном Анбтаве, менеджером ресторана Усамой. Надя складывает руки, молясь, чтобы он остался в безопасности.
Тридцатью минутами ранее Анбтаве обнимала Ави Фейгенбаума, бизнес-консультанта из Хадеры и его двоюродного брата Рами Зонненшайна, полицейского в отставке. В середине 2000-х Фейгенбаум предоставил Анбтаве кредит для расширения бизнеса. «То, что она мусульманка, а я еврей, не имеет значения, — говорит Фейгенбаум, — к тому же здесь лучший хумус в стране».
«На войне мы все вместе, – добавляет он. – После окончания войны старые проблемы могут вернуться. Но надеюсь, что нет».
Ресторан все еще восстанавливается после падения доходов из-за бойкота. Он и раньше помогал ЦАХАЛу, но делал это тихо. На этот раз все стало достоянием общественности. Усама Анбтаве ни о чем не сожалеет; поддержка еврейского государства привела к поддержке евреями его ресторана, а евреи составляют 70% его клиентов. По его словам, местный мясник, владелец киоска со швармой и пекарь, все арабы, тоже раздают еду солдатам и пострадавшим семьям. Хотя Abu Shaker и три этих предприятия не кошерны.
«Я дал толчок и создал прецедент, — говорит Анбтаве, — евреи из Франции, Германии, Марокко и США звонили и писали в поддержку. Еврейские посетители приехали со всего Израиля. Я не знал, что у израильтян такое большое сердце».
Проведя всю свою жизнь в мультикультурном городе Хайфе, он всегда чувствовал связь с еврейским народом, называя евреев «абней додим шелану», «нашими двоюродными братьями». Этот термин израильские евреи используют по отношению к арабам не всегда в положительном смысле. Анбтаве — в положительном.
«Мы одна нация. Эйн лану эрец ахерет (У нас нет другой страны)», — говорит он, и именно это часто говорят израильские евреи, имея в виду, что Израиль — последнее убежище. В эти дни эти слова появляются на рекламных щитах по всей стране, чтобы продемонстрировать согласие в том, что победа над ХАМАСом является экзистенциальной задачей всех израильтян.
«Солдаты называют Надю “мама”», — говорит Анбтаве.
Tablet, перевод Марии Якубович