|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Археологи впервые извлекли ДНК древних израильтян

Археологи впервые извлекли ДНК древних израильтян
Археологи обнаруживают подпорные стены, возможно, построенные израильтянами, в Кирьят-Йеариме Фото: Ariel David

Впервые из тел древних израильтян, живших в эпоху Первого храма, удалось извлечь древнюю ДНК, сообщает Haaretz.

Это достижение, являющееся переломным пунктом в изучении исчезнувших цивилизаций, стало возможным после обнаружения вблизи Иерусалима редкой семейной гробницы.

Пока что археологам и генетикам удалось извлечь генетический материал двух человек, получив частичную информацию, что, впрочем, является мизерной выборкой. Но она обещает проложить путь к дальнейшим исследованиям давно стоящих вопросов о происхождении древних израильтян, их связях с более ранними популяциями, жившими в Леванте, а также с современными евреями.

Предварительные результаты раскопок и исследования ДНК должны были быть представлены в октябре на конференции, посвященной новым археологическим открытиям в Иерусалиме и его окрестностях. Конференция была отложена из-за конфликта между Израилем и Газой.

Эта история началась в 2018 году, когда сотрудники отдела по предотвращению хищений Управления древностей Израиля обнаружили гробницу в деревне Абу-Гош, расположенной рядом с библейским поселением Кирьят-Йеарим, примерно в 15 километрах к западу от Иерусалима.

Гробница была сильно повреждена — сначала строительством, а затем разграблением, поэтому археологи провели спешные спасательные раскопки. Хотя уцелела лишь часть гробницы, исследователи обнаружили около 150 глиняных сосудов, включая миски, кувшины и лампы, а также разрозненные скелетные останки по меньшей мере 10 человек, сообщают археологи.

53836423.jpg
Керамика железного века, найденная в Кирьят-Йеариме

Были обнаружены останки шести взрослых (троих мужчин и трех женщины) и четырех детей: двух новорожденных, одного грудного ребенка и одного подростка. Это соответствует высокому уровню детской смертности в древности, отмечают исследователи.

Судя по типологии керамики, найденной в погребальных приношениях, гробница использовалась в течение длительного периода, примерно с 750 по 650 год до н.э., что относит ее к позднему железному веку или к концу эпохи Первого храма по библейской хронологии.

По словам Исраэля Финкельштейна, археолога из Тель-Авивского и Хайфского университетов, гробница сама по себе является важной находкой, поскольку захоронения этого периода редки и, как правило, относятся к более позднему времени, обычно ближе к падению Иерусалима и Первого храма, завоеванного вавилонянами в 586 году до н.э. Финкельштейна пригласили возглавить исследование гробницы, поскольку он уже руководил раскопками в Кирьят-Йеариме, поселении, которое упоминается в Библии как место, где хранился Ковчег Завета до того, как он был доставлен в Иерусалим.

«Я предполагаю, что мы имеем дело с семейной гробницей, вероятно, принадлежащей к элите Кирьят-Йеарима, члены которой были похоронены там в течение длительного периода времени, — говорит Финкельштейн. — Мы не знаем, насколько обширной она была изначально, потому что большая ее часть была разрушена в последние годы».

Вместе с профессором Дэвидом Райхом, генетиком из Гарвардского университета, и математиком доктором Арье Шаусом, Финкельштейн предпринял попытку извлечь ДНК из людей, похороненных в гробнице Кирьят-Йеарима.

Кто такой древний еврей?

Техника извлечения генетического материала из древних костей, зубов и других органических останков появилась более 20 лет назад и к настоящему времени достигла такого совершенства, что исследователи даже могут получить (некоторую) информацию о существах, живших более миллиона лет назад. Редко когда кости сохраняются достаточно хорошо, чтобы дать хоть какой-то генетический материал, однако способность извлекать и упорядочивать генетический материал из древних останков позволила исследователям многое узнать о происхождении, миграциях и истории человеческих популяций, животных и растений.

53836992.jpg
Холм Кирьят-Йеарим, окруженный деревней Абу-Гош

Однако генетическая история еврейского народа по-прежнему вызывает много вопросов. Заглядывая далеко в прошлое, пытливые умы давно задаются вопросом: кем были древние евреи, жители библейских царств Иудея и Израиль в железном веке (12-6 века до н.э.)? От какого народа они произошли и как были связаны со своими соседями — филистимлянами, эдомитянами, моавитянами и так далее?

Мы задаемся вопросом, какова генетическая связь между израильтянами эпохи Первого Храма и современными евреями, и какие другие группы населения смешивались с ними на протяжении тысячелетий изгнания, скитаний и гонений. А еще есть большая загадка, связанная с происхождением современных еврейских групп, в частности ашкеназов, чьи общины впервые возникли в Рейнской области в разгар Средневековья. Какова их родовая связь с древними израильтянами?

Кстати, эти вопросы существуют независимо от политического конфликта, связанного с претензиями на Святую землю, хотя они часто коверкаются и искажаются в токсичных дебатах о том, кто из современных этнических групп имеет наибольшую связь с исконными жителями Леванта.

Bona fide израильская кость

На протяжении многих лет ученые находили косвенные доказательства генетического происхождения израильтян, изучая ДНК современных евреев, а также ханаанеев бронзового века, которые предшествовали формированию древнеизраильской идентичности. Однако прямой доступ к ДНК древних израильтян и всей содержащейся в ней информации до сих пор ускользал от исследователей.

53836422.jpg
Керамические кувшины найдены в Кирьят-Йеариме

Этому есть несколько причин. Во-первых, хорошо сохранившуюся ДНК сложнее найти в жарком ближневосточном климате. Но эта техническая проблема была частично решена благодаря открытию 2015 года, согласно которому в лепестковой кости (части черепа, расположенной за ухом) содержится гораздо больше ДНК, чем в других костях, а это значит, что по крайней мере часть генетического материала может сохраниться в ней даже в теплом климате.

Это судьбоносное открытие позволило ученым пролить свет на все вопросы — от генетической истории самых ранних неолитических земледельцев в Анатолии до происхождения филистимлян, библейских врагов израильтян. Но в изучении древних евреев удалось продвинуться не слишком далеко.

Отчасти это объясняется редкостью древнееврейских захоронений, а в основном тем, что в иудаизме раскопки и нарушение могил — большое табу. В частности, в Израиле человеческие останки не считаются древностями по закону, и археологи, которые находят древние могилы, часто подвергаются давлению со стороны ультраортодоксальных групп, чтобы как можно скорее перезахоронить любые найденные кости.

В Кирьят-Йеариме именно драгоценная лепестковая кость позволила получить генетическую информацию о двух погребенных там людях, сообщают исследователи. Но прежде чем мы посмотрим на эти (весьма предварительные) результаты, стоит задуматься, можем ли мы быть уверены в культурной принадлежности обитателей гробницы.

Правда, в захоронении не было найдено древнееврейских надписей, подтверждающих, что усопшие были израильтянами. Однако набор керамики типичен для погребений эпохи Первого храма в Иерусалиме, объясняет Финкельштейн. С учетом близости Кирьят-Йеарима к столице Иудейского царства это позволяет предположить, что местные жители действительно могут быть идентифицированы как древние иудеи, говорит он.

«Конечно, культурная идентичность и генетическое происхождение — это не одно и то же, — добавляет Финкельштейн. — Генетическое происхождение может быть выявлено в результате исследования древней ДНК. Идентичность связана с культурой, географией и может меняться на протяжении веков. Это справедливо и для современности: достаточно взглянуть на население современного Израиля».

Актуален также вопрос о том, находился Кирьят-Йеарим под контролем Иудеи или ее более крупного и соперничающего с ней северного соседа, Израильского царства. Недавние раскопки Финкельштейна на этом месте выявили большую искусственную платформу на вершине поселения, что типично для градостроительства Северного царства. Это позволяет предположить, что Кирьят-Йеарим изначально находился под контролем Израиля, по крайней мере, до тех пор, пока это царство не было завоевано ассирийцами во второй половине VIII века до н.э.

В любом случае, генетические данные из Кирьят-Йеарима дают первое представление о том, как непосредственный отбор образцов останков периода Первого храма может пролить свет на историю древних евреев, израильтян или иудеев.

Среди двух отобранных образцов были один мужчина и одна женщина. В докладе на конференции обсуждаются только данные Y-хромосомы и митохондриальной ДНК — участков генома, которые наследуются только от отца и матери соответственно. Данные, полученные по остальным участкам генома, будут представлены в ближайшей научной публикации.

53836521.jpg
Раскопки стен в Кирьят-Йеариме

«Это лишь частичные данные, более подробная статья будет опубликована в будущем, — говорит Райх. — Взятие образцов ДНК у древних израильтян представляет огромный интерес, поскольку это позволит проверить, как они генетически связаны с предыдущими группами, с современными неизраильскими группами и с людьми, живущими сегодня».

И родили Авраама хананеи

Важнейшим в этих неполных результатах является то, что Y-хромосома мужчины принадлежит к гаплогруппе J2 — группе тесно связанных между собой последовательностей ДНК, которая, как полагают, возникла на Кавказе или в Восточной Анатолии — обширной территории, включающей современную Восточную Турцию, северо-запад Ирана, Армению, Грузию, Азербайджан и юг России.

Это важно, поскольку, как уже упоминалось, исследователи уже составили карту ДНК древних ханаанеев, показав, что они имели тесную связь с современными еврейскими и арабскими популяциями. Это исследование, опубликованное в журнале Cell в 2020 году, также показало, что ханаанеи в среднем и позднем бронзовом веке (до появления древнеизраильского этноса) произошли от смеси неолитических жителей Леванта и группы, иммигрировавшей с Кавказа или из Восточной Анатолии.

Эта миграция началась уже в раннем бронзовом веке, около 2900-2500 гг. до н.э., и также заметна археологически: керамика этого периода демонстрирует сильное влияние Анатолии и Кавказа. По словам Финкельштейна, этот процесс продолжался и в среднем бронзовом веке, что видно из исследования древней ДНК людей из Мегиддо и других мест, а также из упоминания в исторических текстах ханаанских чиновников в позднем бронзовом веке, имена которых не являются семитскими и происходят из северо-восточной части Ближнего Востока.

Хотя пока рано делать выводы на основе ограниченных данных, полученных от одного израильтянина, следует отметить, что человек эпохи Первого храма из Кирьят-Йеарима все еще несет в себе те же генетические вариации, что и ханаанеи, жившие столетиями ранее, и которые они, в свою очередь, унаследовали от кавказских переселенцев.

«Каким бы ограниченным оно ни было, мы не можем игнорировать доказательство, что существует связь между генетическим происхождением этого человека из Кирьят-Йеарима, жившего в первом тысячелетии до н.э. и ханаанеями второго тысячелетия до н. э., — говорит Финкельштейн. — Это нельзя назвать абсолютным сюрпризом, потому что у нас есть доказательства из других областей исследований, но это еще одно небольшое свидетельство, показывающее, что генетический пул одинаков. Конечно, на данный момент мы не можем сказать, является ли это репрезентативным для всей популяции».

Если исследователи соберут еще данные, подтверждающие, что большинство израильтян действительно имели общих предков с ханаанеями, это подтвердит то, что эксперты давно подозревали: древние евреи действительно произошли от ханаанеев.

Библейские истории подчеркивают разрыв между ханаанеями, которые часто изображаются в негативном свете, и благочестивыми израильтянами, которые описываются как пришлые потомки патриарха Авраама, родившегося в Месопотамии.

Из Анатолии

Однако археологи уже давно отмечают, что сходство между ханаанской и израильской материальной культурой, языком и особенностями расселения говорит о том, что последние просто выросли из первых.

«За последние 30-40 лет сложилось общее понимание того, что евреи были в основном местного происхождения, то есть они были ханаанеями и стали израильтянами в процессе формирования этничнсти, который, вероятно, занял много времени», — говорит Финкельштейн.

Этот процесс начался в конце бронзового века, примерно в XII веке до н.э., когда так называемый Коллапс бронзового века привел к разрушению множества цивилизаций по всему Средиземноморью и уходу Египта из Ханаана, который фараоны контролировали на протяжении веков. В образовавшемся вакууме власти местные ханаанеи сформировали новые культурные идентичности вокруг появившихся территориальных образований, знакомых нам по Библии: Моав, Эдом, Арам, Аммон и, конечно же, Иудея и Израиль (частичным исключением здесь являются филистимляне, которые, судя по всему, получили приток эгейских мигрантов).

Что касается митохондриальной ДНК, которая наследуется по материнской линии, то у двух человек из Кирьят-Йеарима были обнаружены две разные гаплогруппы. Одна из них, T1a, является очень древней предковой гаплогруппой, схожие с которой были обнаружены у людей, живших в Иордании около 10 тыс. лет назад и в юго-восточной Европе около 7 тыс. лет назад, говорит Шаус. В более поздних образцах она встречается в Иране и у ханаанеев, взятых в Израиле, а также вплоть до Балтики и Урала.

53836520.jpg
Подпорные стены обнаружены при раскопках в Кирьят-Йеариме

Это говорит о том, что первоначальный источник этой гаплогруппы мог находиться где-то в неолитической Анатолии или Леванте и медленно распространяться вместе с ранним земледелием, считает Шаус.

Вторая митохондриальная гаплогруппа, называемая H87, ранее не была обнаружена в образцах древней ДНК, но встречается у современных басков, тунисцев и иракцев. По его словам, это может указывать на происхождение в Средиземноморье или на Ближнем Востоке, возможно, на Аравийском полуострове. Если так, то эта конкретная гаплогруппа могла распространиться среди кочевого населения, заключает Шаус. Другими словами, образцы двух древних израильтян указывают на происхождение от народов как Анатолии, так и Аравии.

Чтобы понять, насколько значимы эти результаты, действительно ли они отражают происхождение населения региона в то время, и что они означают для нашего понимания более широкой истории возникновения древнего Израиля, необходимо больше данных и исследований.

Похожие статьи