|
Сергей Константинов

Эмануил Ласкер: философ шахматного царства

Эмануил Ласкер: философ шахматного царства
Эмануил Ласкер

«Шахматный чемпион Эмануил Ласкер был, без сомнения, одним из интереснейших людей, с которыми я познакомился в заключительный период моей жизни». Альберт Эйнштейн

В регистре родившихся в Берлинхене (ныне польский Барлинек) за 1847-1874 годы евреев под номером 158 значится следующее свидетельство:

...У супруги здешнего служителя синагоги Михаэлиса Аарона Ласкера — Розалии, урожденной Израэльсон, 24 декабря 1868 года, пополудни, в 3 часа, состоялись роды, и на свет появилось дитя мужского пола, которое нарекли «Иммануил».

В бумагах записали германизированный вариант: «Эмануил».

Так неприметно для общественности, но не для немецкой бюрократии, 155 лет назад на свет появился один из лучших шахматистов мира.

Семья Ласкер не могла похвастаться достатком. Отец четырёх детей Михоэлис, ставший при создании Единой Германии с лёгкой руки прусских бюрократов Адольфом, служил кантором. Стеснённый материально, он не унывал.

Мало денег — не беда, — отвечал он на предложения поискать иной источник дохода— зато моя профессия весьма почётна! Ведь сам великий Бах был протестантским кантором!

Знакомые ценили его оптимизм, мягкий юмор и доброе сердце. Так что климат в семье был благотворный.

Отец стремился дать детям широкое образование. Дед, раввин города Лессена, учил с внуком Талмуд. В должном возрасте Эмануил пошёл в начальную школу и вскоре стал её гордостью.

Уже в детстве ребёнок проявил недюжинные способности к математике и вычислениям: дитя играючи перемножало в уме двузначные числа. В 12-ть родители отправили своего младшенького в Берлин, под присмотр старшего сына Бертольда, изучавшего в столице медицину. Он-то и приохотил братишку к шахматам. Денег у студента Ласкера было всегда в обрез, но он сводил концы с концами, выигрывая небольшие ставки в «Чайном салоне», где собирались любители древней игры. Эмануил, легко поступив в местную гимназию и отучившись полгода, заболел корью. Мальчик затосковал в больнице, и брат принёс ему подарок: доску и фигуры. И мальчишка снова заболел — уже на всю жизнь, — шахматами!

Игра захватила его, очаровала. Он быстро учился и рано понял: чтобы побеждать, надо изучать не только знаменитые партии, защиты и гамбиты, но и противника.

— Впрочем, — вспоминал позже Ласкер, — первые три года я всё больше проигрывал. Но потом достал учебник Жана Дюфреня и тоже зачастил в «Чайный салон».

Там Эмануил впервые сыграл с молодой знаменитостью — Зигбертом Таррашом, своим будущим неизменным соперником,

— Я сыграл две партии, получая вперед коня, — мысленно возвращался в прошлое Ласкер, — Одна закончилась вничью, в другой я подставил ладью и проиграл.

А партии на равных дали иной результат: я одну выиграл! Зигберт предложил гамбит Муцио, я принял его и победил!

От увлечения страдала учёба. Мать, мечтавшая увидеть сына профессором математики, настояла на переводе в гимназию городка Ландсберг, подальше от столичных соблазнов и этой ужасной игры!

Но и здесь Эмануил нашёл партнёра. Партнёром стал его учитель математики, мейстер Кевиц, высоко оценивший исключительные способности ученика к комбинационной игре.

— И всё же, герр Ласкер, сначала — учёба, игра — потом!

Окончив гимназию, Эмануил в 1888 году поступил на философский факультет университета в Берлине. Брат проходил практику в Эльберфельде, и Ласкер-младший заменил его за доской в «Чайном салоне» и знаменитом кафе, «Кайзерхоф», где собирались сильнейшие шахматисты тех лет. Зрелый не по годам, юноша воспринимал шахматы совершенно особым образом: как необычайно привлекательную модель противоборства индивидуумов в мире. Первый турнир он выиграл в 1889 году. Потом турниров было много. Ласкера считают восходящей звездой немецкой шахматной школы и приглашают на международные соревнования в Голландии. Успех в Амстердаме и стал началом его шахматной карьеры. Он играет матчи с признанными мастерами в Берлине, Лондоне, Вене, Манчестере, Ливерпуле. Результат впечатляет: из 36 партий молодой шахматист проиграл лишь три, а выиграл 20, остальные — ничья! За этот блистательный год имя Ласкера стало известным в шахматных кругах Германии, Австрии, Англии, Голландии. Важнейшей чертой стиля Эмануила было то, что он не только побеждал, но и планомерно организовывал свои победы. В начале 1892 Ласкер перебирается в Лондон, становясь шахматным профессионалом. Как оказалось впоследствии, всё это было частью жизненного плана — стать чемпионом мира по шахматам. Ведь владевший титулом гроссмейстер Стейниц жил в США, и, скорее всего, отказал бы в поединке европейскому мастеру, которые в Америке не котировались. Всего лишь три года понадобилось Ласкеру, чтобы пройти путь до схватки за звание чемпиона. Стейниц потратил на то же самое 17 лет! Матч состоялся в 1894 году, с 15 марта по 26 мая в трёх городах: Нью-Йорке, Филадельфии и Монреале. Побеждал тот, кто первым выигрывал 10 партий. На взгляд постороннего наблюдателя Ласкер выиграл у пожилого чемпиона довольно легко. Сначала борьба велась на равных, а после 7-ой, переломной партии, Эмануил оказался неудержим и взял чемпионскую корону в 26 лет!


Шахматный мир воспринял победу Ласкера подозрительно:

«Его игра мало агрессивна, комбинации лишены блеска, но он обладает здоровым пониманием позиции», «его игра прежде всего отличается крайней осторожностью; поэтому очень трудно успешно провести против него атаку», «атакует он обычно только тогда, когда обладает явным преимуществом, или если оказывается в худшем положении и игра на защиту не оставляет никаких надежд» — подобные перлы комментаторов заполнили шахматные издания. Игру Ласкера никто из современников не понял. Она показалась слабой тем, кто сам никогда с Эмануилом не играл. Шахматная общественность не была готова к подходу, предложенному доктором философии и математиком. Однако будущее показало: такое восприятие ошибочно. Ласкер удерживал звание чемпиона в течение 26 лет 337 дней, поставив абсолютный рекорд в истории шахмат. За доской с фигурами он бросал вызов сильнейшим игрокам мира, и за ним была победа в матчах с Чигориным, Алёхиным, Акибой Рубинштейном, Капабланкой, Таррашем…

В 1921 году Ласкер практически добровольно отказывается от титула чемпиона в пользу Капабланки, хотя при этом соглашается играть как претендент. Большую часть сыгранных в Гаване партий Эмануил свёл к ничьей, а потом проиграл кубинскому шахматисту, допустив сильный зевок, после чего сдал матч досрочно. Корреспонденты на разные лады задавали один и тот же вопрос: «В чём дело»?!


Ласкер устал? Болеет? Климат Гаваны плохо действует на его мышление?

А ведь возможно, что экс-чемпион просто потерял к данному соревнованию интерес. У Ласкера и без шахматных турниров была богатая и насыщенная жизнь. Вместе с братом Бертольдом он написал философскую пьесу, которую в Берлине поставил МаксРейнхардт.

Ещё в 1901-ом Эмануил защитил докторскую диссертацию по математике. Чемпион мира мог на несколько месяцев забыть о шахматах, разбираясь с интересной математической проблемой. Его главным достижением в этой науке стала теорема Ласкера-Нётер, поскольку Эмми Нётер обобщила первоначальный результат Ласкера. Он писал книги о шахматах («Здравый смысл в шахматах», «Учебник шахматной игры») и философские трактаты («Борьба», «Постижение мира», «Философия бесконечности»). Ласкер жил душа в душу со своей женой Мартой, и это было счастливое супружество, несмотря на поздний брак. После прихода нацистов к власти в Германии, пребывание на родине стало для гроссмейстера невозможным. Семья перебралась в Лондон. Ласкер продолжает участвовать в турнирах, и его красивую победу в матче над Капабланкой газеты называли «биологическим чудом»: мастеру было за 60!


Два года Эмануил и Марта прожили в Советском Союзе, куда их пригласил нарком юстиции и организатор всесоюзных шахматных турниров Николай Крыленко. Ласкер получил должность в Математическом институте при Академии Наук. Кроме того, писал для «Советского Спорта», освещая шахматные турниры знаменитостей и вёл колонку шахматных задач. Поэтому не удивительно, что герой знаменитых «12-и стульев» Остап Бендер, читая наивным любителям шахмат лекцию в клубе «Четырёх коней», упомянул Ласкера:

«Остапа понесло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.

— Вы не поверите, — говорил он, — как далеко двинулась шахматная мысль. Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве»!


Когда в СССР чередой пошли судебные процессы, Ласкеры покинули Москву и осели в Нью-Йорке. Эмануил зарабатывал на жизнь читая лекции, давая сеансы одновременной игры и показательные матчи. Кроме того, выручали партии в бридж. За свою долгую жизнь Ласкер сыграл в соревнованиях 585 партий. Не много по современным меркам.

В конце декабря 1940 года в Нью-Йорке была достигнута договоренность о небольшом матче между Эмануилом Ласкером и одним из сильнейших шахматистов США Фрэнком Маршаллом. Ласкеру тогда было 72 года. Удалось сыграть лишь две партии. Затем Эмануил заболел. Философа-шахматиста не стало 13 января 1941 года. 

P.S.

История с обвинением Ласкера в попытке воздействовать на противника «неспортивными» методами имела место! Вот выдержка из статьи журнала «Time» от 14 марта 1927 года:

«Традиционно спокойная атмосфера международного шахматного турнира была нарушена. Некто Ледерер обвинил доктора Эмануила Ласкера, немецкого шахматиста, бывшего чемпиона мира, в применении нечестной тактики с целью ослабления способности его оппонентов к мозговой деятельности».

Надо сказать, что Ласкер в долгу не остался: поместил свой ответ в газете и отчитал обвинителя, как ребёнка!

— Если мои сигары ужасны, и я выдуваю дым в лицо своему оппоненту, то почему мои оппоненты никогда не возражают против этого?

Более того, если бы мои сигары были низкого качества, они разрушили бы тонкую, неподражаемую структуру моей собственной игры. Те, кто видел, как я играю, и наблюдал за кривой дыма, подтвердят, что она изгибается прочь от моего противника.


В 1931 году Ласкер, занимавшийся историей шахмат, издал том «Настольные игры мира», а для советских детей в Москве написал книгу «Как Виктор стал шахматным мастером».

Похожие статьи