На строительной площадке в Северном Тель-Авиве после недель тревожной тишины вновь ожили бурильные машины и послышались энергичные удары молотка и крики рабочих в касках.
Постепенно некоторые строительные площадки возвращаются к работе после нескольких недель простоя. Палестинские рабочие, от которых зависит строительная индустрия, исчезли в одночасье, поскольку государство немедленно ввело запрет на въезд рабочих из Газы и ограничило доступ большинству рабочих с Западного берега. Тысячи иностранных рабочих из Китая, Таиланда, Филиппин и других стран также отправились домой после шоковой атаки, поскольку экономика страны остановилась.
Кроме того, более 350 тыс. израильтян были призваны в резерв, что негативно сказалось на экономике, а около 250 тыс. человек были эвакуированы из своих домов на юге и севере страны.
В этой новой реальности израильские подрядчики борются за ставшую дефицитом рабочую силу, платят более высокую зарплату и надеются, что решение правительства разрешить привлечение иностранных рабочих в этот сектор решит некоторые трудности.
По их словам, пока этого не произойдет, существует риск закрытия компаний, задержек сдачи объектов, а также проведения необходимых инфраструктурных работ на фоне общих потрясений в жилищном секторе, который и без того характеризовался недостаточным предложением и высокими затратами.
«Мы находимся в очень тяжелом положении», — заявил 25 декабря Рауль Сарго, президент Ассоциации строителей Израиля, в интервью комитету Кнессета по делам иностранных рабочих.
«Наша отрасль находится в полном застое и работает лишь на 30% мощности. Около 50% строительных площадок закрыты, что сказывается на экономике Израиля и рынке жилья».
Министерство финансов оценило экономический ущерб от невыхода палестинцев на работу примерно в 3 миллиарда шекелей (830 миллионов долларов) в месяц.
Этот дефицит может иметь последствия для всей экономики, поскольку строители и торговцы недвижимостью задолжали банкам и небанковским учреждениям около 400 миллиардов шекелей, согласно данным Банка Израиля в отчете о финансовой стабильности за август 2023 года.
«Даже если небольшая часть долга не будет погашена, это станет огромным ударом для всей экономики», — сказал Times of Israel Шай Познер, вице-президент Ассоциации строителей Израиля.
Согласно данным Банка Израиля, по состоянию на второй квартал 2023 года в строительном секторе работало около 208 тыс. израильтян, 75 тыс. палестинцев с Западного берега и 12 тыс. — из в сектора Газа.
Еще 15 тыс. рабочих с Западного берега трудились в этом секторе нелегально, а число иностранных рабочих составляло около 23 тыс. человек.
«Строительная отрасль особенно зависит от предложения рабочей силы в связи с ограничениями на въезд рабочих из Иудеи и Самарии и полным прекращением найма рабочих из Газы. Ожидается, что эти факторы продолжат оказывать влияние и в 2024 году», — говорится в ноябрьском макроэкономическом прогнозе исследовательского отдела Банка Израиля.
Палестинские и иностранные рабочие заняты на самом трудоемком этапе возведения здания — так называемой «мокрой работе», когда закладывается фундамент. Они также выполняют инфраструктурные работы, такие как прокладка канализационных стоков или создание инфраструктуры для железных дорог, портов или общественных сооружений. «Израильтяне приступают к работе, когда здание уже построено, — говорит Познер. — В основном они занимаются прокладкой водопровода, электричества, покраской и установкой сантехники».
На долю строительной отрасли приходится около 6,2% ВВП страны, в то время как технологический сектор занимает львиную долю экономики (17% ВВП), говорит Итай Атер, профессор экономики в Школе менеджмента имени Коллера Тель-Авивского университета и старший научный сотрудник Израильского института демократии.
С 2000 года, по словам Атера, наблюдался постепенный рост числа палестинских рабочих в Израиле — за исключением периода пандемии COVID, когда наблюдался спад, — и рекордный рост в 2022 году, во время строительного бума. Таким образом, израильская экономика очень зависима от палестинских рабочих, в основном с Западного берега, сказал он.
По его словам, предпринимались попытки привезти в Израиль рабочих из Китая и Индии для диверсификации рынка труда, но из-за огромного количества требуемых работников будет трудно восполнить этот пробел: «Вы можете привезти несколько рабочих, но привлечь такое же количество палестинских рабочих, которые раньше работали в строительстве, чтобы заполнить этот пробел, — большая проблема. Нет способа заполнить пустоту палестинскими рабочими. Возможно, ситуация изменится, но сейчас мы этого не видим».
Ранее в этом месяце кабинет безопасности Израиля отложил голосование по предложению разрешить палестинским рабочим с Западного берега въезд в Израиль, после того как социально-экономический кабинет, состоящий из 15 членов, отклонил его.
Министр финансов Бецалель Смотрич, возглавляющий социально-экономический кабинет, заявил, что Израиль «может и должен продвигать альтернативные варианты, которые обеспечат иное решение для экономики».
В ответ на это ассоциация строителей предупредила, что из-за постоянной нехватки палестинских рабочих отрасль сможет вернуться к полноценной нагрузке только через много месяцев, что приведет к краху многих подрядчиков и владельцев бизнеса.
Тем временем правительство пытается привлечь в Израиль больше иностранных рабочих. После нападения ХАМАСа 7 октября в Израиль прибыли более 12 тыс. новых и старых иностранных рабочих, в том числе 2218 занятых в сельском хозяйстве, половина из них — из Таиланда, сообщил представитель Министерства внутренних дел законодателям 20 декабря.
Выступая 20 декабря перед комиссией Кнессета по иностранным рабочим, директор Управления по делам населения и иммиграции Инбаль Машаш, сообщила о прибытии первой группы из 100 рабочих из Шри-Ланки. По словам чиновников, в конечном итоге из этой страны прибудет 10 тыс. человек. Отмечается, что также предпринимаются усилия для привлечения рабочей силы из Молдовы.
Познер сказал, что представители строительных фирм Израиля совершают поездки в Индию и Шри-Ланку, чтобы отобрать работников для сектора. По его словам, идея состоит в том, чтобы в начале следующего года впустить в страну сначала 10 тыс., а затем еще 30 тыс. рабочих, предназначенных для строительного сектора.
В этой напряженной обстановке строители конкурируют за привлечение на свои объекты имеющихся работников, что приводит к резкому росту зарплат.
Компания PHI Engineering and Construction, расположенная в промышленной зоне Реэм на юге Израиля, до войны имела в своем штате около 50 палестинских рабочих и наняла еще 200 человек, около 100 из которых — палестинцы, через субподрядчиков и кадровые фирмы.
«Сейчас палестинские рабочие не приезжают, — говорит Полина Сойбельзон, которая работает в этой сфере уже 13 лет. — Их число сократилось до нуля».
Кроме того, 12 из 40 инженеров, работающих в фирме, проходят службу в резерве, а оставшиеся работают внеурочно, чтобы компенсировать их отсутствие, сказала она. По ее словам, оставшиеся рабочие, в основном китайцы, предпочитают работать на того, кто больше заплатит. «Если мы просим пять работников, то получаем только одного, — говорит она, имея в виду кадровые агентства. — И мы только что получили письмо, в котором сообщалось, что с 1 января эти фирмы поднимут цены на работников».
«Раньше мы платили 75 шекелей в час за каждого из этих работников, — говорит она. — Теперь нам придется платить 100 шекелей».
Палестинские рабочие, по ее словам, получают минимальную установленную законом зарплату в размере 31,5 шекеля, в то время как более профессиональные и опытные зарабатывают 50-55 шекелей в час.
Фирма работает в основном над жилыми проектами в Тель-Авиве, Герцлии и Рамат-а-Шароне. Например, проект в Герцлии был остановлен примерно на три недели. Сейчас объект открыт, но на нем ощущается острая нехватка рабочей силы. «На этом объекте может работать 120-150 человек, и темпы строительства будут высокими, — говорит Сойбельзон. — На практике... если у нас там 11 или 12 рабочих, это считается хорошим днем. Таким образом, я каждый день оплачиваю накладные расходы — управляющих, кран, строительные леса, но работа не продвигается. Мы пытаемся ограничить ущерб. Фирма нашла субподрядчика, который использует израильских рабочих и сможет приступить к работе в январе. По ее словам, PHI должна заплатить им на 20% больше. «В ситуации, когда мои накладные расходы так высоки, мне выгоднее заплатить и продвинуться в работе, чем ждать чего-то другого. Будем надеяться, что иностранные рабочие приедут. Пока на рынке их не видно».
По окончании войны строительная отрасль будет играть ведущую роль в восстановлении инфраструктуры и разрушенных войной населенных пунктов. Для этого ей понадобятся рабочие.
«На границе с сектором Газа есть 20 кибуцев и поселков, которые нужно будет отстраивать заново, а на севере также нанесен огромный ущерб, — говорит Познер. — Все это придется восстанавливать. Нам придется работать на 150% мощности, но без палестинских рабочих. Нам придется заполнить эту пустоту».