|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

Свиток Торы, уцелевший во время Холокоста, занял свое место в арон кодеш «Яд Вашем»

Свиток Торы, уцелевший во время Холокоста, занял свое место в арон кодеш «Яд Вашем»

Хаим Тувия Гербовиц вернулся в Польшу после войны и обнаружил священный свиток спрятанным на чердаке синагоге, разграбленной и оскверненной во время Хрустальной ночи.

В конце декабря в музее-мемориале Холокоста «Яд Вашем» состоялось событие, которое на фоне бушующей войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС, осталось незамеченным СМИ, поскольку их внимание практически всецело занимает в наши дни ближневосточный конфликт и реакция на него в мире.  Между тем, его важность и символизм не оценить невозможно – пережившая Холокост еврейская реликвия была доставлена и торжественно передана на хранение в центр памяти и институт изучения Катастрофы.

Свиток Торы, спрятанный на чердаке синагоги в Польше, которая была разграблена и осквернена во время Хрустальной ночи, 22 декабря был помещен в Священный ковчег в музее-мемориале «Яд Вашем».

Мероприятие стало частью Дня всеобщего Кадиша, проводимого советом Главного раввината Израиля 10 тевета. В этот день молитвой чтится память жертв Холокоста, точная дата смерти которых неизвестна.

На мероприятии присутствовали главные раввины Израиля раввин Ицхак Йосеф и раввин Давид Лау, глава совета «Яд Вашем» раввин Исраэль Меир Лау, председатель «Яд Вашем» Дани Даян и семья пережившего Холокост Хаима Тувии Гербовица, который и привез свиток Торы в Израиль.

В ходе церемонии была произнесена особая молитва за благополучное возвращение заложников и солдат ЦАХАЛа, сражающихся на войне в Газе.

«Мы благодарим семью Гербовиц за пожертвование свитка Торы синагоге «Яд Вашем», где он будет сохранен для будущих поколений и будет служить прихожанам», - сказал Дани Даян, - каждый доверенный нам предмет повествует не только о его дарителе, его семье или общине, но и дополняет собой еще обширную и сложную историю еврейского народа во время Холокоста».

WhatsApp-Image-2023-12-20-at-18.51.11-1920x960-1.jpg

Гербовиц родился в польском городе Кольно. После Польского похода Красной армии его вместе с другими молодыми людьми из города увезли на принудительные работы в Сибирь, поэтому из всей своей семьи он выжил единственный.

По окончании войны его освободили, и на обратном пути в свой город в Польше он услышал о произошедшей трагедии и тяжелой судьбе своих родителей и восьми сестер. Когда он приехал, то обнаружил, что дом его семьи захвачен поляками, а его предупредили, что ему лучше уехать, чтобы не убили.

Гербовиц покинул город и скитался в поисках других евреев и средств к существованию. В небольшой деревне, где он поселился, он встретил Шпринзу (Шифру) Штейнворцель, и вскоре они поженились. Со временем у пары появились трое детей: Мордехай, Моше и Хинда-Рахель. Когда семья попыталась иммигрировать в Израиль, польские прокоммунистические власти их не выпустили.

В 1947 году семья переехала в город Валбжих в Польше, который до войны входил в состав Германии. После ремонта городской синагоги, разграбленной нацистами во время Хрустальной ночи, немногие оставшиеся евреи вернулись туда, чтобы молиться, среди них были Гербовиц и его сыновья.

Однажды, когда дети играли на чердаке, сын Гербовица Мордехай заметил нишу в стене. Из любопытства он залез внутрь и нашел там свиток Торы, молитвенники, молитвенные платки и филактерии (тфилин).

Он позвал своего брата Моше, и они побежали к отцу, рассказав ему о находке. Когда Гербовиц поднялся на чердак, он был ошеломлен. Он снял молитвенный платок, завернул свиток Торы и в тот день поклялся доставить этот многострадабный свиток Торы в Израиль.

В 1956 году семье разрешили покинуть Польшу и репатриироваться в Израиль, взяв с собой свиток Торы. В Израиле Гербовиц заказал для Торы мантии с вышитыми на них именами убитых членов его семьи — сестер и родителей.

«Этот свиток Торы сопровождал моего отца в каждой синагоге, которую он посещал», - рассказала дочь Гербовица Рахель Хасидова.

«После смерти моего отца и до смерти моего брата мы решили, что «Яд Вашем» — наиболее подходящее место для свитка Торы, где он послужит обществу, а также сохранит историю моего отца и память о его семье, убитой нацистами. Поэтому для нас сегодняшнее событие означает завершение этой истории  — тот самый свиток, который мои братья нашли в синагоге, уцелевшей во время Холокоста, наконец помещен в Священный Ковчег в синагоге «Яд Вашем», - отметила она во время церемонии.

Похожие статьи