|
Сергей Константинов

Профессор Брайан Джозефсон и квантовый мистицизм

Профессор Брайан Джозефсон и квантовый мистицизм

В столице Уэльса Кардиффе, который, несмотря на многовековое пребывание в составе Великобритании, хранит свои традиции и язык неизменными и гордится такой легендарной знаменитостью, как Мерлин, в еврейской семье Мими и Абрахама Джозефсонов 4 января 1940 года родился сын, получивший типичное для этой местности имя Брайан.

Вроде ничем не примечательный ребенок, он поступил в обычную среднюю школу Кардиффа. К счастью для всего человечества, и физиков в  частности, там нашлись наставники, сумевшие разглядеть в мальчике талант и тягу к постижению мира. Уже будучи почетным профессором Кембриджа, мистер Джозефсон с особой теплотой вспоминал преподавателя Эмриса Джонса (а Эмрис — валлийское имя мага Мерлина!), пробудившего в нем неуемный интерес к теоретической физике.
Окончив школу, Брайан с легкостью сдал экзамены в Кембридже и был принят студентом в Тринити-колледж, ведущий свою историю с 1546 года! Вначале юный Джозефсон решил посвятить себя математике, однако, закончив в два года кембриджский курс и приведя сим фактом в изумление видавших виды лекторов, пришел к выводу, что его влекут более прикладные знания, и перевелся на физику. В Кембридже Брайан снискал себе репутацию «застенчивого ботаника выдающихся качеств».
— Что это у вас за Джозефсон такой?  — спрашивали оксфордские «преподы», побывав в качестве гостей на экзаменах в Кембридже. — Он же проходит сквозь самые сложные аспекты теории, как раскаленный нож сквозь масло!



Еще не закончив курса, «ботаник» опубликовал доклад об эффекте Мессбауэра, или ядерном гамма-резонансе, указав на важный вывод, которого никто из прежних исследователей не заметил. По мнению коллег, Брайан, учась в «Тринити», написал несколько статей, которые обеспечили ему место в истории физики и без каких-либо других открытий. После выпуска в  1960-м его с удовольствием приняли лаборантом в лабораторию Кавендиша. Правда, не все сотрудники были рады такому новичку. Американский физик и будущий лауреат Нобелевской премии Филип Андерсон вспоминал:
— Брайан приводил в замешательство лекторов. При нем все должно было быть без ошибок и оговорок. Иначе он мог и сам начать читать лекцию.
В 1962 году начинающий ученый провел ряд исследований свойств сверхпроводников и совершил замечательное открытие, которому наука присвоила его имя — «эффект Джозефсона». Брайан исследовал квантовое туннелирование и пришел к выводу, что два сверхпроводника, разделенные тонкой перегородкой, создают проводной туннель для тока. Его выкладки были впервые опубликованы в журнале Physics Letters. С критикой статьи и исследования выступил Нобелевский лауреат и один из самых известных физиков того времени, Джон Бардин. Когда на конференции знаменитость принялся громить «выдумки о сверхпроводниках», в одном из рядов поднялся спокойный молодой человек и, прервав выступавшего, предложил свои аргументы в пользу теории о туннеле. Это был Джозефсон — пока без званий и научных степеней. Как отметила местная пресса, «джентльмены представили свои точки зрения цивилизованно, в мягких, культурных выражениях».



Эффект экспериментально подтвердили в американской лаборатории Белла, поставив точку в дискуссии теоретиков.
Значение находки Брайана для физики трудно переоценить. Впервые в истории была экспериментально обнаружена взаимосвязь явления макромира (электрический ток) и  квантовомеханической величины (фаза волновой функции).
Открытие Джозефсона привело к  созданию сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков (СКВИД), ныне широко задействованных в геологии, медицине и компьютерной сфере для высокочувствительных измерений. В 1980 году IBM с  помощью таких датчиков ускорило работу своей машины в 100 раз.
С середины 60-х Брайан Джозефсон был удостоен нескольких значимых наград за научные исследования, а в 1973 году ему и двум американским ученым присудили Нобелевскую премию по физике. Причем еврею из Уэльса присудили добрую половину денежного вознаграждения, поскольку без его «теоретических выкладок и расчетов» никакое практическое применение эффекта Джозефсона просто невозможно.
Еще с 1972 года Брайан читал лекции в своей альма-матер, а с 1974-го принял на себя обязанности профессора.


Помимо физики Джозефсон, которому недавно исполнилось 84 года, увлекается вопросами соотношения разума и тела. Он является одним из немногих ученых, считающих, что такие парапсихологические явления, как телекинез и телепатия, существуют на самом деле.

СПРАВКА

Брайан Джозефсон родился в 1940 году в Уэльсе (Великобритания) в еврейской семье. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета (1960). В этом же колледже Джозефсон получил учёные степени магистра и доктора философии (1964). С 1974 по 2007 год — профессор физики Кембриджского университета.


Похожие статьи