14 марта в Джаз-клубе Игоря Бутмана, на одной из главных джазовых площадок столицы, Российский еврейский конгресс открыл серию вечеров «Великие евреи в джазе». Первая встреча была посвящена Ирвингу Берлину.
Почему джаз? Уже целое столетие они сосуществуют вместе — джаз и еврейская культура. Обогащают друг друга, вместе формируют культурный контекст времени.
«Многие еврейские музыканты и композиторы сыграли большую роль в развитии джаза, — напомнил исполняющий обязанности президента РЕК Михаил Бройтман. — Среди них были и наш сегодняшний герой Берлин, и многие другие: Гудман, Гершвин, Гетц и еще десятки имен. В джазовой музыке они находили для себя опору и вдохновение, выражали свой взгляд на мир и по сути свою идентичность. Кстати, об идентичности. Одна из наших традиционных ценностей и одна из 613 заповедей — это цдака, благотворительность».
Вечер РЕК по неизменной традиции тоже был благотворительным. Собранные средства будут направлены на еврейские образовательные программы для детей.
Поучаствовать в цдаке и при этом послушать самые знаменитые произведения Ирвинга Берлина в авторских аранжировках от Denis Melnikov Jazz Orchestra пришли в этот вечер друзья и партнеры РЕК, члены общественного совета и, конечно, попечители, среди которых были как знакомые, так и новые лица. Гостями вечера стали главный раввин России Адольф Шаевич, посол Израиля Симона Гальперин, председатель попечительского совета РЕК академик Григорий Ройтберг, педагог и общественный деятель Евгений Бунимович, актер Павел Галич, сопредседатель Центра «Холокост» Алла Гербер, актер Леонид Каневский, режиссер Олег Липовецкий, адвокат Генри Резник и многие другие.
«У него нет своего места в американской музыке, потому что он и есть американская музыка», — так современники говорили об Ирвинге Берлине. Композиции легендарного джазмена, настоящее имя которого было Исраэль Бейлин, чередовались на вечере с историческими зарисовками от преподавателя кафедры иудаики ИСАА МГУ, автора курса «История евреев» Максима Гаммала.
«Ничто не предвещало, что он станет знаменитым музыкантом, — рассказал историк. — Судьба не сулила ему ничего хорошего: оставшись без отца, он не мог прокормить семью и от стыда сбежал из дома, работал разносчиком газет, потом в ресторанах — поющим официантом. С тех времен у Берлина осталась привычка: когда он, уже став известным композитором и миллионером, начинал напевать друзьям новую мелодию, то всегда пристально смотрел им в глаза. Потому что поющий официант всегда смотрит гостю в глаза — чтобы понять, получит ли чаевые».
«С 1910-х годов, всё что ни писал Берлин, становилось хитом. Он был как царь Мидас, который превращал всё, к чему прикасался, в золото. Но он был не царь, а король, — он состоялся как король регтайма. Но прежде сформулировал для себя прагматичные правила работы в поп-музыке: «толпа всегда права» и «к сочинению песен нужно относиться как к бизнесу». С тех пор Берлин писал только хиты на все времена. Это был человек, который сделал сам себя и воплотил свою мечту», — завершил рассказ Максим Гаммал.