Знаменитый нью-йоркский портной научился шить еще подростком в нацистском лагере смерти, а потом, спустя годы, одевал таких клиентов, как Буш, Клинтон и Обама, а также Фрэнка Синатру, Пола Ньюмана, Леонардо Ди Каприо и Джонни Деппа.
Мартин Гринфилд скончался в среду в больнице в Манхассете (штат Нью-Йорк. Ему было 95 лет, пишет JTA.
…Мартин Гринфилд был узником Освенцима и работал в прачечной, когда случайно порвал рубашку солдата СС. Когда эсэсовец устал избивать подростка, Гринфилд взял выброшенную им рубашку и попросил другого заключенного научить его шить простым стежком.
Починив солдату рубашку, он надел ее под полосатую форму заключенного и узнал, что простое ношение рубашки, выброшенной нацистом (и второй, которую ему удалось добыть), дало ему новый статус среди других заключенных.
«В тот день, когда я впервые надел эту рубашку, я узнал, что одежда обладает силой», — написал Гринфилд в своих мемуарах 2014 года «Мера человека: от выжившего в Освенциме до президентского портного».
«Одежда не просто «делает человека», она может его спасти. Так произошло и со мной».
Действительно, Гринфилду посчастливилось пережить Освенцим и Бухенвальд, иммигрировать в Соединенные Штаты и стать портным, одевавшим нескольких президентов, от Дуайта Эйзенхауэра до Барака Обамы. Его бруклинская компания шила костюмы под частной торговой маркой для всех, от Донны Каран до Brooks Brothers и Band of Outsiders, а также шила на заказ одежду под его собственным именем.
Работая в офисе на третьем этаже своей фабрики в Восточном Вильямсбурге, Гринфилд стал одним из самых известных (а некоторые сказали бы лучшим) портным мужской одежды в Соединенных Штатах. Еще в 2014 году, когда о нем рассказал журнал Vanity Fair, его костюмы обрели еще большую популярность среди тех клиентов, которые предпочитали покупать исключительно американские товары, в то время как массовое производство, в том числе и одежды, практически полностью мигрировало за границу.
Менее известна была история его выжившего в Холокосте, история невзгод и стойкости, которую на протяжении десятилетий он редко упоминал.
«40 лет я никому не рассказывал о своем прошлом. . . никогда», — говорил он в интервью Vanity Fair. «Многие мои клиенты были шокированы, когда пришли на на мой 80-летний юбилей, и узнали о том, что я прошел концлагеря».
Максимилиан Грюнфельд родился 9 августа 1928 года в Павлово, селе на территории тогдашней Чехословакии, а сейчас — Украины. В возрасте 14 лет его схватили гитлеровцы и отправили в Освенцим вместе со всей семьей: отцом Йозефом, матерью Цивией, сестрами Симхой и Ривкой и их младшим братом Сруэлем Баером. Из всей семьи выжил лишь один Мартин.
Он был освобожден в Бухенвальде армией США в апреле 1945 года, когда произошло символическое для него событие - ему удалось пожать руку своему будущему клиенту: Эйзенхауэру, который был командующим союзников. После бесплодных двухлетних поисков членов семьи в Европе 19-летний Гринфилд иммигрировал в Соединенные Штаты в 1947 году и по рекомендации другого чешского иммигранта получил свою первую работу на швейной фабрике GGG в Восточном Вильямсбурге.
В 1977 году, спустя 30 лет, он возглавил эту компанию и переименовал ее в Martin Greenfield Clothiers, штат которой вырос с шести сотрудников на тот момент до 117 к 2010 году.
Когда Эйзенхауэр, готовившийся тогда баллотироваться на пост президента, стал его клиентом, Гринфилд клал в его костюмы записки с советами-пожеланиями по внешней политике.
История этих записок стала настолько широко известна, что позднее другой клиент, президент Билл Клинтон, заявил ему однажды: «Не подсовывайте мне записки; вы впоне можете прислать мне их по факсу».
Среди других его клиентов были президенты Линдон Б. Джонсон, Джеральд Форд и Джордж Буш-старший; генерал Колин Пауэлл; артисты Фрэнк Синатра, Пол Ньюман, Леонардо Ди Каприо, Конан О'Брайен, Джимми Фэллон, Джонни Депп и Бен Аффлек; и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
Он также создавал костюмы для сериала HBO «Подпольная империя», действие которого происходит в 1920-х годах.
У Гринфилда осталась жена Арлин, на которой он женился в 1956 году, два сына, Тод и Джей, и четверо внуков. Мартин Гринфилд занимался и благотворительностью, в частности, неоднократно жертвовал синагоге Хэмптона на востоке Лонг-Айленда, которую посещал.
«Конечно, первый урок портняжного дела в нацистском концлагере вряд ли можно назвать идеальной школой», — вспоминал Гринфилд в своих мемуарах, - я бы предпочел отточить свое мастерство на Сэвил-Роу или на миланских фабриках. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что тот момент в лагерях стал началом всей моей жизни. И, как ни странно, какие-то две рваные нацистские рубашки помогли одному еврею построить самую известную и успешную компанию по пошиву костюмов в Америке. У Бога отличное чувство юмора».