Суд аннулировал ограничительные меры, действовавшие с февраля 2022-го по март 2023 года, сочтя, что Совет ЕС, вводя санкции, не доказал, что Авен и Фридман оказывали помощь властям России. ЕС в 2023 году сменил формулировку.
Европейский суд в Люксембурге удовлетворил иск Петра Авена и Михаила Фридмана, которые просили снять с них санкции Евросоюза. Соответствующий документ опубликован на сайте суда.
Суд ЕС отменил первоначальные акты, которые вводили санкции против Авена и Фридмана, тем самым аннулировав ограничительные меры, действовавшие с февраля 2022-го по март 2023 года. В этих актах санкции против этих бизнесменов обосновывались их «поддержкой» российских должностных лиц, ответственных за дестабилизацию Украины, а также «поддержкой» действий и политики, подрывающих суверенитет и территориальную целостность Украины.
В сообщении суда сказано, что основания, изначально приведенные Советом ЕС, не достаточно доказаны: Совет ЕС не предоставил надежных свидетельств того, что Авен и Фридман поддерживали политику властей, «подрывающую суверенитет Украины», или оказывали «материальную или финансовую поддержку российским должностным лицам, причастным к дестабилизации Украины», или же получали от таких лиц какую-либо выгоду.
В марте 2023 года Совет ЕС переписал основания для поддержания санкций против Авена и Фридмана, сделав их более формальными: он назвал их «ведущими предпринимателями, участвующими в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник дохода правительству Российской Федерации». Санкции по данному критерию продолжают оспариваться Авеном и Фридманом в рамках отдельного искового производства, решение по этим жалобам пока не вынесено. Два бизнесмена остаются в санкционном списке ЕС.
На суде россияне настаивали, что доказательства, предоставленные Советом ЕС, являются ненадежными и не заслуживают доверия.
«В данном случае степень близости между Петром Авеном и Михаилом Фридманом и Владимиром Путиным или его окружением не свидетельствует о том, что они поддерживали действия или политику, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, или что они оказывали материальную или финансовую поддержку лицам, ответственным за аннексию Крыма или дестабилизацию Украины», — говорится в решении.
Крым вошел в состав России по итогам референдума в 2014 году. Осенью 2022-го к стране также по результатам референдумов присоединились республики Донбасса, Запорожская и Херсонская области. Украина и западные страны итоги голосования не признают и считают регионы аннексированными.
Авен и Фридман попали под санкции ЕС в конце февраля 2022 года. В публикации в официальном журнале ЕС о санкциях утверждалось, что Авен «извлекал выгоду из своих связей во власти», а Фридману «удалось наладить прочные связи с администрацией Владимира Путина». Ограничительные меры предусматривают заморозку активов в ЕС и запрет на въезд.
Бизнесмены назвали решение Совета ЕС необоснованным и способным нанести неоправданный ущерб сотрудникам, клиентам, партнерам и бизнесу. Спустя несколько месяцев они подали иски в суд ЕС против Совета ЕС.
Forbes оценивает состояние Авена и Фридмана в $4,3 млрд и $13,1 млрд соответственно. После попадания под санкции бизнесмены, которые на тот момент проживали в Великобритании, столкнулись с давлением местных властей. Так, Авена подвергли трехчасовому допросу в аэропорту Лондона в июле 2022 года, когда он собирался вылететь в Прибалтику. Как писал Bloomberg, он тогда назвал ошибкой миллиардные инвестиции на Западе.
Фридман после попадания под санкции отмечал, что такая жизнь сравнима с домашним арестом, а блокировка карточек не позволяет ему осуществлять даже небольшие расходы вроде оплаты услуг уборщицы. Сооснователь «Альфы» не раз заявлял, что, как и другие олигархи, не имеет влияния на Путина. «Дистанция между Путиным и кем-либо еще подобна дистанции между Землей и космосом», — говорил Фридман.
Источник: РБК