|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Турецкий торговый бойкот: насколько велик удар по экономике Израиля?

Турецкий торговый бойкот: насколько велик удар по экономике Израиля?

Реакция иерусалимских политиков на торговый бойкот, объявленный Турцией Израилю, далеко не одинакова. Они варьируются от пренебрежения до серьезной озабоченности беспрецедентным событием, которое может — если Израиль вторгнется в Рафах — затронуть и другие страны.

Непосредственный ущерб, по общему мнению, не так уж велик. Для Израиля Турция — второстепенный торговый партнер, и почти все товары, которые он импортирует оттуда, можно получить и из других стран. Они импортируются из Турции из-за относительно низких цен как на товары, так и на транспортные издержки.

Израиль импортирует из Турции в основном сырье для строительства — отрасли, которая и так не работает на полную мощность из-за войны, а также текстиль, цемент, железо и продукты питания, включая свежие овощи. У Израиля есть альтернативные источники для всего этого. Вероятно, наступит период адаптации, в течение которого израильским импортерам придется разрабатывать новые источники, которые в любом случае будут дороже.

Некоторые экономисты даже видят в этом положительный момент: возможность для Израиля освоить новые торговые рынки, в том числе начать импортировать цемент из Египта, пишет Haaretz.

На самом деле, не совсем понятно, насколько значимым является бойкот, поскольку предыдущий частичный бойкот товаров, введенный Турцией против Израиля, на самом деле не соблюдался. Предыдущий бойкот был скорее декларативным, чем практическим, но все равно нанес серьезный ущерб из-за возникшей неопределенности и путаницы.

Кроме того, экономика Турции страдает от сохраняющейся слабости, и беспрецедентный шаг — нарушение торгового соглашения и разрыв связей с другой страной — может нанести серьезный ущерб и без того пошатнувшейся репутации Турции и повредить ее международной торговле.

В то время как некоторые политики в Иерусалиме не обеспокоены шагом Турции, другие относятся к нему с полной серьезностью, поскольку это неслыханное событие, по крайней мере со времен эмбарго после Войны Судного дня 1973 года. Это беспрецедентное событие не только по отношению к Израилю, но и в мировом масштабе.

Частичное прекращение торговли, например, прекращение торговли оружием или двухфункциональным оборудованием, является нормальным и приемлемым. Но немедленный разрыв всех торговых связей между двумя странами выходит далеко за рамки норм международной торговли и может перейти крайне опасную психологическую границу.

Серьезную озабоченность вызывает распространение бойкота на другие страны, особенно если Израиль войдет в Рафах.

Израиль может юридически защитить себя от турецкого бойкота, подав на него в суд за нарушение торгового соглашения между двумя странами. Однако такой иск может послужить Эрдогану главным образом для того, чтобы насмехаться над Израилем. Некоторые в Израиле также рассматривают возможность ответного бойкота — объявить, что торговые отношения не будут возобновлены, если и когда Турция захочет их возобновить. Однако такой шаг оставляет Израиль открытым для турецких судебных исков.

 

Похожие статьи