|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Тель-Авив устремляется в небо

Тель-Авив устремляется в небо

В ближайшее десятилетие самые высокие здания в Тель-Авиве, Рамат-Гане и Гиватаиме затмят высотки нового поколения.

За последнее десятилетие количество высотных зданий в Тель-Авиве выросло на 50%, а в следующем десятилетии их число удвоится. Линия горизонта Тель-Авива, сильно изменившаяся за последние годы, деформируется еще сильнее, поскольку высокие башни будут возвышаться над сохранившимися небольшими зданиями догосударственного города.

Строительство башни «Шалом», первого небоскреба Тель-Авива, началось в 1959 году и было завершено в 1965 году. Башня имела 31 этаж и высоту 120 метров. В последние годы были надстроены еще три этажа с квартирами. В те годы высотками считались 13-этажное здание El Al на улице Бен-Иегуда и 17-этажный отель «Хилтон» на набережной, пишет Globes.

Прошло немало времени, прежде чем башня «Шалом» утратила статус самого высокого здания Израиля. В 70-е и 80-е годы застройщики Тель-Авива постепенно начали строить несколько более высокие здания: Бейт-Клал (21 этаж), отель «Шератон» (22), башня Амот Инвестментс (24), Дизенгоф-Центр (24) и башня Киббуц Артци (26) не дотягивали до культовой башни Шалом. 29-этажная башня Isrotel, расположенная недалеко от набережной, была ближе всего, но новые вершины были достигнуты дальше на восток вдоль шоссе Аялон. В 1999 году были построены круглая башня Azrieli Center (49 этажей) и треугольная башня (48 этажей), что позволило сдвинуть высотное строительство в Израиле с мертвой точки.

Два года спустя в районе алмазной биржи Рамат-Гана было завершено строительство 40-этажной башни City Tower (Leonardo), и началось новое соперничество между Тель-Авивом и Рамат-Ганом. Вскоре после этого в Рамат-Гане была построена 68-этажная башня Moshe Aviv Tower, которая оставалась самым высоким израильским зданием до 2017 года, когда в Тель-Авиве была построена башня Azrieli Sarona. Хотя в Azrieli Sarona всего 61 этаж, ее высота составляет 238 метров, в то время как высота башни Moshe Aviv Tower — 235 метров.

Вплотную к обоим зданиям примыкает башня «Хай» в Гиватаиме на границе с Тель-Авивом, которая имеет 60 этажей и высоту 220 метров. Но в ближайшие несколько лет самые высокие здания современного Израиля покажутся карликами.

Сегодняшняя десятка самых высоких зданий в Израиле, вероятно, будет занимать места от 10 до 20 в следующем десятилетии, в зависимости от темпов развития и строительства. «Говорить о 100-этажках уже не так интересно», — говорит израильский архитектор Авнер Яшар, владелец Yashar Architects, одного из ведущих архитектурных бюро Израиля, которое, в частности, спроектировало высотные башни Landmark и Da Vinci в Тель-Авиве.

Самые большие изменения в ближайшие годы произойдут в нескольких местах. Во-первых, это линия на севере центральной части Тель-Авива, выходящая на шоссе Аялон, где уже стоят три башни Azrieli Center, Midtown Towers (50 этажей) и Hatza'irim Towers (46 и 40 этажей). К ним присоединятся наиболее заметные башни Azrieli Spiral Tower (91 этаж) и Beit Egged (65 этажей).

Второй район Тель-Авива — Кирия и Сарона, где уже есть башни Da Vinci Tower (44 этажа) и Azrieli Sarona (61 этаж). Планируется строительство 60-этажной башни в юго-восточной части Кирьи (окончательная высота еще не определена) и 80-этажной башни Керен Хакирия.

Третьим районом Тель-Авива, где ожидается строительство крупных офисных башен, является бывшая промышленная зона вдоль улицы Игаль Алон, на восточной стороне шоссе Аялон. Здесь уже возведены 40-этажные башни-близнецы Alon Towers, 47-этажная Electra Tower и скромная, но заметная 27-этажная ToHa 1 Tower. К ним присоединятся 80-этажная башня ToHa2 и 65-этажная башня Tara (строительство которой еще не завершено).

Четвертое место для высотной застройки — район алмазной биржи в Рамат-Гане, где башня Moshe Aviv Tower будет затмевать новые постройки. «Нет ни одного серьезного специалиста по планированию, который бы не понимал, что если и есть в Израиле место, которое станет центром международной торговли, то это район Алмазной биржи. Он подходит по размеру, расположению, близости к общественному транспорту и связям. Такого места нет даже в Тель-Авиве, говорит Бен Майост, директор по стратегическим проектам муниципалитета Рамат-Гана. В ближайшее десятилетие этот район будет трудно узнать, он стремительно меняется, поскольку предыдущее поколение башен затмевается новым», сообщает Globes.

В настоящее время в Тель-Авиве, Рамат-Гане и Гиватаиме строится как минимум семь проектов высотой от 88 этажей: Diamond Exchange Tower 1 (120 этажей); Vertical City Tower 1 (106); Bein Arim (Between the Cities) (100); Azrieli Spiral Tower (91); Diamond Exchange Tower 2 (88); Vertical City 2 (88) и Beyond (88).

Сегодня жилые башни, особенно башни с дорогими квартирами, воспринимаются в Израиле как признак роскошного стиля жизни. Однако это относительно новое явление, которое было чуждо «отцам-основателям» страны. Предыдущие поколения башен в Израиле использовались в основном для офисов и гостиниц. Пионером в области роскошного жилья стал 26-этажный «Ган а-Ир», построенный в 1981 году на месте площади Рабина, где сейчас находится мэрия. В 1986 году была построена 24-этажная башня Dizengoff Center, но только в 1990-х годах рынок увидел весь потенциал жилых башен, и были построены такие высотки, как Basel, Opera и Tel Aviv tower. Только в 2000-х годах, когда были построены три башни Акиров на улице Пинкас и парк Цамерет, жилые башни начали вписываться в израильский ландшафт планирования и дизайна.

Однако будущее, ростки которого видны уже сегодня, ждет расцвет высотных зданий в Израиле. Сегодня башня больше не должна определяться как офисное или жилое здание, она может иметь смешанное назначение. На первом этаже могут располагаться коммерческие помещения, над ними — офисы, а верхние этажи будут использоваться под квартиры. Зачатки этого уже можно увидеть в башне «Моше Авив», где 12 верхних этажей были отведены под апартаменты. В башне «Шалом» было добавлено три жилых этажа. На юге района Алмазной биржи расположены офисные и общественные здания, и там будет построено 1 750 единиц жилья.

Но в будущем, как объясняет Яшар, нас ждет другой тип смешанного использования. В настоящее время его офис проектирует «Мигдаль 120» — 120-этажное здание высотой 520 метров, которое будет построено компанией D-Mall рядом с тель-авивским центральным вокзалом Савидор на улице Арлозоров. Это одно из трех высотных зданий, строящихся рядом с Алмазной биржей, причем два других будут иметь всего 88 и 77 этажей.

Яшар объясняет: «Принято делить очень высокие башни на несколько башен одна на другую, а в данном случае три по 40 этажей. Проблема заключается в лифтах - первые 40 этажей поднимаются, как обычно, на скоростных лифтах до вестибюля, известного как Sky Lobby на 41-м этаже. Там люди пересаживаются на другой лифт и едут следующие 40 этажей до следующего лобби, а там снова пересаживаются». В Sky Lobby будут созданы общественные зоны, магазины и кафе - тип смешанного использования, которого сегодня не существует. «Добираться до своей квартиры в 100-этажной башне дольше, чем в 30-этажном здании, — объясняет Яшар. — В таких случаях общественные зоны также создаются высоко. Если вы хотите немного освежиться, вам не нужно спускаться вниз. Башня настолько велика, и в ней живет так много людей, что в ней можно разместить небольшой супермаркет, кафе и всевозможные услуги, которые башня может предоставить в дополнение к тем, к которым мы привыкли сегодня».

По словам Моше Цура, владельца Moshe Tzur Architects and Town Planners, одного из ведущих израильских архитектурных бюро, которое спроектировало Azrieli Sarona, Amot Atrium и Midtown и является партнером в проектировании Azrieli Spiral Tower, новые башни — это «тип вертикального города, который может иметь любое назначение. Как правило, на верхних этажах будут располагаться апартаменты или роскошный отель. На средних этажах может быть жилье, квартиры для сдачи в аренду и офисы, а внизу — коммерческие помещения, а между различными частями башни — общественные этажи и помещения для обслуживания населения, пользующегося зданием. В конечном итоге вы увидите, как город или район сходится в 100-этажной башне.

«Эту башню можно рассматривать как машину. Есть наборы лифтов, которые обслуживают каждую часть; есть “челночные” лифты, которые быстро доставляют людей между вестибюлем и зонами быта, а оттуда — местные лифты, которые поднимаются на этажи. Это как главная улица в городе, которая делится на второстепенные улицы, пока вы не доберетесь до парковки. Вы не сядете в один лифт, который поднимет вас на 100 этажей. Вы никогда не доберетесь до самого верха».

Вам лучше забыть о подземных парковках, которые существуют под современными высотными зданиями. Новые башни, которые будут в два раза больше, не будут включать в себя такие парковки.

«Все новые проекты основаны на том, чтобы люди не приезжали на машинах, — говорит Яшар. — Если бы они были основаны на машинах, то пришлось бы выделять не только огромное количество парковок, но и дорог, а к этому нет никакого стремления. Напротив. Большие башни в районе Алмазной биржи основаны на том, чтобы не добавлять дороги к тому, что существует сегодня. Весь план района Алмазной биржи радикально снижает количество автомобилей. Норматив там — четыре машины на тысячу квадратных метров, а это ничто. Добраться до этих мест можно будет на скутерах, велосипедах и общественном транспорте».

Профессионалы сходятся во мнении, что общественный транспорт — самое слабое звено в этой истории. Легко установить скромные стандарты парковки, но подкрепить их развитым общественным транспортом — вот настоящая задача, и пока что государство с ней не справляется. Автобусное и железнодорожное сообщение не удовлетворяет спрос, а легкорельсовый транспорт и метро отстают. В результате мы можем прийти к ситуации, когда новые гигантские башни будут заселены, но без должной транспортной поддержки. «Разрыв обусловлен тем, что сокращение парковочных мест — это административное решение, в то время как развитие общественного транспорта — это задача планирования и реализации на другом уровне», — говорит Яшар.

Цур, напротив, придерживается иного подхода. Он говорит: «В башне, в которой вы живете, работаете и принимаете гостей, вы не выходите из нее и не забираете машину с парковки. Это, в отличие от старых теорий разделения на зоны, которые основаны на разделении мест проживания, работы и отдыха, требующих дорог, инфраструктуры, выбросов углекислого газа и загрязнения окружающей среды. До тех пор, пока использование происходит в пределах района или в башне, нет необходимости использовать транспортные средства. Кроме того, количество сотрудников, которые не живут в здании, в любом случае невелико».

Как бы то ни было, опасения все еще существуют, особенно в отношении района Алмазной биржи. Майост из муниципалитета Рамат-Гана знает об этом и говорит: «Как 10 и 15 лет назад мы не представляли себе, что появятся электронные скутеры и велосипеды, так и сейчас я верю, что реальность найдет решение этой проблемы. Однако дирекция, которую я возглавляю, занимается созданием транспортных решений, некоторые из них привычны, как небольшие автономные автобусы, а некоторые — уникальны». Он отказался уточнить, что это за уникальные решения, но сказал, что они проверяют их и опубликуют свои выводы через полгода.

Похожие статьи