|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Умерла израильская политическая активистка и писательница Яэль Даян

Умерла израильская политическая активистка и писательница Яэль Даян
Депутат Кнессета от партии «Авода» Яэль Даян выступает с речью на пленуме Кнессета по случаю Международного женского дня, 7 марта 2000 года. Фото: Amos Ben Gershom/GPO

Депутат Кнессета и активистка движения за мир Яэль Даян, представительница прославленной израильской семьи, ушла из жизни 18 мая в возрасте 85 лет.

Активистка феминистского движения, многолетний член Кнессета от партии «Авода» и знаменитая писательница, Даян была дочерью знаменитого военачальника и политика Моше Даяна и племянницей президента Эзера Вейцмана.

Она стала одним из самых заметных голосов в стране, выступая за права женщин, разработав законодательство, запрещающее сексуальные домогательства, права геев и достижение мирного соглашения с палестинцами. В 1992 году она стала председателем комитета Кнессета по положению женщин и гендерному равенству.

В течение многих лет Даян страдала хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), из-за которой к концу жизни она была практически не выходила из дома и нуждалась в дополнительном кислороде и инвалидном кресле. Но даже в последние годы жизни Даян иногда посещала акции протеста и высказывала свое мнение по вопросам, которые считала важными, пишет Times of Israel.

Яэль родилась в 1939 году в Нахалале, небольшом сельскохозяйственном мошаве в подмандатной Палестине, в семье Моше и Рут Даян. Службу в армии она проходила в военной пресс-службе и дослужилась до звания капитана — в то время как ее отец был начальником штаба.

В 1959 году, в возрасте всего 20 лет, Даян опубликовала свой первый роман «Новое лицо в зеркале». Написанная на английском языке история молодой израильтянки, родившейся в семье военного, получила всемирное признание. Газета New York Times отметила книгу как «честную и увлекательную», подчеркнув удивительное владение автора иностранным языком.

AP5705280146-e1678821645875.jpg
Яэль Даян (слева) в военном учебном лагере в Тель-Авиве, 28 мая 1957 года.

Всего год спустя она опубликовала второй роман, «Зависть испуганных», в котором также затрагиваются темы военной морали и отцовских ожиданий. В последующие десятилетия Даян продолжала писать прозу и публицистику на английском и иврите, в том числе колонки в газетах «Маарив» и «Едиот Ахаронот».

В 1967 году, служа в резерве во время Шестидневной войны в качестве репортера на Синайском фронте, она встретила Дова Сиона, тогда полковника ЦАХАЛа, старше ее на 18 лет, и вышла за него замуж всего через несколько недель.

В отличие от более поздних лет, Даян, будучи молодой матерью двоих детей, придерживалась традиционных семейных ролей, написав в 1977 году в New York Times, что она «гордая домохозяйка», которая верит, что место женщины «не на передовой». Однако она осуждала монополию раввинских судов на решение вопросов брака и развода как анахронизм и «столкновение с основными правами граждан, желающих строить свою жизнь по своему усмотрению».

В 1971 году ее родители разошлись после многочисленных измен отца. Моше Даян умер в 1981 году, а вышедшая в 1985 году книга Яэль о его жизни «Мой отец, его дочь» вызвала недоумение в Израиле и во всем мире из-за своей откровенности.

D507-087-e1678821938526.jpg
Рут Даян (слева), Яэль Даян (в центре) и Моше Даян на церемонии в Хайфе в 1963 году.

Яэль не стеснялась обсуждать многочисленные внебрачные связи своего отца и осуждать его вторую жену, Рахель, которой по завещанию досталась большая часть имущества Моше, что вызвало споры и семейные разногласия. И хотя Яэль превозносила его как национального героя, она не была слепа к его недостаткам, написав, что в поздние годы «его нетерпение переросло в высокомерие».

«Я выросла в очень любящей, сплоченной семье, — сказала она в 2015 году в интервью Израильской общественной телерадиокомпании. — Тот факт, что мои мать и отец часто отсутствовали дома, не умалял этого... Они брали нас с собой. Детьми мы бывали в армейских лагерях и вади, ездили в туры со старшими офицерами».

Через несколько лет после смерти отца Даян впервые окунулась в политику. Она баллотировалась в Кнессет от партии «Маарах» (предшественницы «Аводы») на выборах 1984 года, но занимала слишком низкое место в партийном списке, чтобы стать депутатом. То же произошло и в 1988 году. В 1992 году Даян попала в Кнессет, заняв 37-е место в списке «Аводы».

D535-013.jpg
Депутат от партии «Авода» Яэль Даян (в центре) беседует с депутатами Эхудом Бараком (справа) и Биньямином Бен-Элиэзером в Кнессете 26 июля 1998 года. (Avi Ohayon/GPO)

Она проработала в Кнессете три полных срока, а на выборах 2003 года потерпела поражение. Во время своей работы в парламенте Даян боролась за принятие законов, защищающих права женщин, включая эпохальный закон 1998 года, который сделал сексуальные домогательства незаконными.

«Это закон, который родился из сложной реальности — которая, к сожалению, до сих пор остается сложной, — сказала Даян в видеоинтервью Музею Кнессета в 2022 году. — Люди не знали, что такое сексуальные домогательства... была очень серьезная оппозиция».

На протяжении всей своей каденции в парламенте Даян отстаивала программу, которая часто встречала серьезное сопротивление со стороны консервативно-религиозных законодателей. Выступая в 1993 году на заседании Кнессета с призывом предоставить больше прав военнослужащим ЦАХАЛа из числа сексменьшинств, Даян предположила, что библейский царь Давид был геем, чем вызвала ярость многих депутатов. Она также стала первым членом Кнессета, публично посетившим гей-прайд в Израиле, а также создала подкомитет для решения вопросов дискриминации ЛГБТК-сообщества.

F180324GY009.jpg
Бывший член парламента от партии «Авода» Яэль Даян участвует в акции протеста против депортации просителей убежища на площади Рабина в Тель-Авиве 24 марта 2018 года. (Гили Яари/Flash90)

Во время своей работы в Кнессете и вне его Даян также была видным борцом за мир, выступая за создание палестинского государства. В 1993 году она тайно встретилась с главой ООП Ясиром Арафатом в Тунисе, разгневав премьер-министра Ицхака Рабина за то, что тот оставил его в неведении.

В своих мемуарах, опубликованных в 2014 году, Даян написала, что в течение своей жизни она была свидетелем того, как Израиль превратился из «восхищающей, победоносной и справедливой родины в этнотеократическую мессианскую сущсность, которая так далека от общества, стремящегося к миру и справедливости».

Покинув Кнессет в 2003 году, Даян сразу же занялась муниципальной политикой, возглавив список «Мерец» на выборах в городской совет Тель-Авива. Она проработала в совете 10 лет, в том числе в качестве заместителя при многолетнем мэре Роне Хульдаи, после чего в 2013 году окончательно ушла из политической жизни.

F200910YA05.jpg
Яэль Даян в своем доме в Тель-Авиве 2 февраля 2019 года. (Йосси Алони/Flash90)

Не только отец ее был знаменит: ее тетка по материнской линии, Реума, была замужем за президентом Эзером Вейцманом. Среди ее двоюродных братьев и сестер по отцовской линии — отец и сын, авторы песен Йонатан и Авив Геффены, генерал ЦАХАЛа Узи Даян, журналистка Илана Даян, председатель «Яд Вашема» Дани Даян и многие другие.

Даян скончалась после смерти своего мужа Дова Сиона, за которым она ухаживала во время его долгой борьбы с болезнью Паркинсона. У нее остались две дочери, Рахель и Дана, и четверо внуков. Ее младшие братья Аси Даян и Уди Даян умерли в 2014 и 2017 годах соответственно, а мать, Рут, скончалась в 2021 году в возрасте 103 лет.

Похожие статьи