|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Глава МИДа Норвегии: «Мы признали палестинское государство, когда Израиль от этого отказался»

Глава МИДа Норвегии: «Мы признали палестинское государство, когда Израиль от этого отказался»
Эспен Барт Эйде Фото: Beate Oma Dahle

Отказ израильского правительства от признания палестинской государственности, война в Газе, поселения на Западном берегу и замороженный мирный процесс побудили Норвегию присоединиться к Испании и Ирландии и в одностороннем порядке признать палестинскую государственность на этой неделе, заявил газете Jerusalem Post министр иностранных дел страны Эспен Барт Эйде.

«Если бы это правительство убедительно заявило о готовности к переговорам, признало необходимость покончить с этим [войной в Газе]... Я думаю, ситуация бы существенно изменилась», — сказал он в телефонном интервью.

Эйде рассказал, что в Норвегии и в других европейских странах разочарованы политикой кабинета Биньямина Нетаньяху в отношении израильско-палестинского конфликта.

«То, что мы видим от этого правительства... — это быстрое расширение сети спонсируемых правительством поселений, которые мы считаем незаконными. Возмущает терпимое отношение к новым поселениям-аванпостам на Западном берегу, которые являются незаконными даже по израильским законам», — сказал он.

Кроме того, по словам Эйде, еврейские экстремисты и поселенцы используют насилие, чтобы помочь Израилю закрепиться на территории Западного берега.

«Все это убедило некоторых из нас, что нам нужно признать Палестину сейчас», — сказал министр иностранных дел.

Драматическое заявление о признании палестинской государственности, сделанное в среду утром премьер-министрами этих трех стран, возмутило Израиль.

Признание обретет официальный статус только 28 мая, но уже в среду Израиль отозвал своих послов из этих трех стран.

В четверг генеральный директор Министерства иностранных дел Израиля Яков Блитштейн высказал порицание послам Ирландии, Испании и Норвегии в своем офисе в Иерусалиме.

Министерство пригласило представителей СМИ сфотографировать начало встречи, где трем посланникам показали короткое видео, выпущенное на этой неделе Форумом семей заложников, на котором запечатлен момент захвата пяти молодых заложниц с военной базы Нахаль-Оз 7 октября.

Пять молодых женщин можно увидеть со связанными за спиной руками и окровавленными лицами.

Один из похитителей, похоже, угрожает изнасиловать женщин. Послы Мария Саломон Перес из Испании и Соня Макгиннесс из Ирландии — сами женщины.

Посол Норвегии Пер Эгиль Сельвааг принимал у себя активистку движения за мир Вивиан Сильвер менее чем за неделю до того, как она была убита в результате этого нападения.

Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац, находившийся в четверг в Париже, подверг резкой критике эти три страны, обвинив их в легитимизации вторжения, в ходе которого 252 человека были захвачены в заложники и по меньшей мере 1200 человек были убиты.

«Если цель Норвегии заключалась в том, чтобы вознаградить терроризм, заявив о поддержке палестинского государства, вы ее достигли», — написал Кац в посте на сайте X, добавив: «ХАМАС благодарит вас за службу».

Он также опубликовал короткое видео, на котором запечатлены сцены нападения 7 октября.

Эйде отверг подобные заявления, объяснив, что признание — это попытка укрепить умеренных израильтян и палестинцев против экстремистских сил внутри их общества.

Израильтяне, по его словам, находятся в психологическом шоке от событий 7 октября, а палестинцы глубоко травмированы.

Палестинцы глубоко травмированы войной в Газе. В частности, он отметил большое количество погибших в результате этого конфликта. ХАМАС сообщила о почти 36 000 погибших, подтвердив почти 25 000 из них. Израиль заявил, что около 14 000 погибших в Газе — комбатанты.

«Я глубоко сопереживаю тому шоковому состоянию, в котором находятся многие в Израиле и Израиль как страна после этого самого ужасного нападения на евреев со времен Холокоста. Я понимаю это, — сказал Эйде, — и я понимаю, что это заставляет вас перейти в режим выживания. И у меня нет проблем с тем, чтобы сопереживать этому. Точно так же я сочувствую 35 000 человек, убитых в Газе, я сочувствую простым гражданам, которые потеряли семьи в Газе»», — сказал он.

Но сейчас стоит вопрос: «Как мы можем выйти из этого и найти направление, которое будет больше похоже на политический процесс?»

Норвегия рассматривает декларацию о создании государства как дружественную и «произраильскую», которая выведет умеренных на «этом маленьком кусочке земли, который нам так дорог, из этого цикла насилия, которое будет только стимулировать еще больший экстремизм» с обеих сторон, в том числе и внутри Израиля.

По его словам, без урегулирования конфликта на основе принципа двух государств «в будущем будет только больше [палестинского] террора; затем вы получите еще больше [израильских] правых, еще больше экстремистских позиций в Израиле, и этот цикл никогда не остановится. Поэтому мы хотели бы помочь вам выйти из него», Ч сказал он.

Осло, по его словам, имеет долгую историю поддержки Израиля, напоминая, что Норвегия была среди тех стран, которые поддержали создание государства в 1948 году. Через год она проголосовала за предоставление Израилю членства в ООН, как в Совете Безопасности, так и на Генеральной Ассамблее.

Норвегия также сыграла важную роль в запуске мирного процесса по созданию двух государств: соглашение 1993 года было подписано в Осло.

Это соглашение, обнародованное на лужайке Белого дома с большой помпой, нормализовало идею двух государств, но так и не привело к заключению соглашения об окончательном статусе, которое превратило бы это видение в реальность.

Цель этих соглашений, по его словам, «заключалась в том, чтобы вырабатывать мирное решение, решение о двух государствах; стремится к созданию палестинского государства, существующего рядом с Израилем, с соответствующими гарантиями безопасности для обоих».

«Идея заключалась в том, чтобы создать палестинские институты, включая Палестинскую администрацию, снизу вверх и оставить некоторые из центральных спорных вопросов, таких как Иерусалим, беженцы, безопасность и границы, до конца переговоров», — сказал он.

Одним из принципов этого процесса было то, что «двустороннее признание Палестины произойдет в конце», сказал Эйде. Спустя три десятилетия, когда последний двусторонний мирный процесс провалился в 2014 году, западные страны, включая Норвегию, пересмотрели логику отсрочки признания палестинской государственности, объяснил Эйде.

«Несколько лет назад ряд стран начали думать, что, возможно, признание может произойти раньше, не в конце, а в тот момент, когда оно будет способствовать процессу», — сказал он.

Он пояснил, что еще в прошлом году правительство во главе с премьер-министром Йонасом Гаром Сторе заняло такую позицию при широкой поддержке парламента: «Отчасти это было вызвано тем, что мы видели, что реальных переговоров не ведется и нет никакого прогресса на пути к решению о двух государствах. События, произошедшие после 7 октября, только усугубили ситуацию».

По словам Эйде, в этом году Великобритания также согласилась с тем, что создание государства не обязательно должно произойти в конце процесса.

Страны, желающие признать Палестину в качестве государства, как и Норвегия, хотят сделать это в тот момент, когда это может быть полезно для мирного процесса.

«Акт признания Палестины, конечно, сам по себе мало что меняет... Но как вклад в этот процесс он может помочь», — сказал он.

По его словам, это не изменение, а скорее обновление политики по одному конкретному вопросу.

Позиция Норвегии остается неизменной: она выступает за создание двух государств на основе границ, существовавших до 1967 года, с согласованным обменом территориями, сказал Эйде.

Декларация, принятая в среду, по его словам, послала «сильный сигнал».

Это «такая карта, которую можно разыграть только один раз, и мы решили сделать это сейчас. У нас есть веские основания полагать, что в ближайшие недели за нами последуют другие страны», — заявил министр.

«Остается только одно: в итоге мы должны получить палестинское государство, построенное таким образом, чтобы палестинцы могли управлять своими делами внутри Палестины, но с сильными и надежными гарантиями безопасности для Израиля».

Эйде заявил, что верит в то, что связи его страны с Израилем остаются прочными.

Решение Израиля отозвать своего посла и выговор, по его словам, «являются инструментами в дипломатическом арсенале».

«Когда посол однажды вернется после консультаций, я буду первым, кто пригласит его на чашечку кофе в мой офис».

 

Похожие статьи