В апреле Гладис Брисеньо сняла палестинский флаг, который был без разрешения прикреплен к фасаду здания государственного университета в пригороде Сантьяго, где она преподает.
Брисеньо, преподаватель музыковедения, не еврейка, симпатизирующая Израилю, поступила так потому, что «не считает, что университетские здания — это место, где можно вывешивать флаги и делать заявления о спорных геополитических конфликтах», — заявила она на этой неделе в интервью The Times of Israel.
Однако в Чили, где проживает одна из крупнейших палестинских общин за пределами Ближнего Востока, этот поступок имел серьезные последствия для карьеры Брисеньо и для университета. Снятие флага помогло спровоцировать продолжающуюся оккупацию кампуса антиизраильскими активистами, добивающимися увольнения «сионистских профессоров», как они называют Брисеньо и другого преподавателя, еврейку Ноэми Гринспун.
Противостояние (статья на испанском языке) в Столичном педагогическом университете педагогических наук (UMCE) выделяется на фоне глобальной волны антиизраильских протестов в кампусах тем, что направлено против отдельных преподавателей, которые чувствуют себя покинутыми администрацией вуза.
Кампания совпадает с продолжающимся уже несколько недель преследованием чилийских евреев в их общинных центрах, что недавно заставило руководителей еврейских школ Чили запретить ученикам выходить на улицу в школьной форме из опасения, что это повлечет за собой нападения на них.
Брисеньо готовится уйти на пенсию из университета, где ее курсы были любимы студентами на протяжении многих лет, раньше запланированного. «Потому что, по сути, я не чувствовала бы себя в безопасности в кампусе», - говорит она о своей работе, которой посвятила 24 года.
В списке требований, которые организаторы «оккупации» 29 мая предъявили администрации, имеется пункт, согласно которому университет должен «освободиться» от «сионистских преподавателей Гладис Брисеньо и Ноэми Гринспун». Они «активно преподают язык ненависти в аудитории и через свои социальные сети», — написали организаторы.
Брисеньо и Гринспун, которые отрицают, что когда-либо занимались разжиганием ненависти, заявили, что кампания против них имеет антисемитский подтекст. Во время беседы со студентами в рамках ранней попытки разрядки «некоторые из них сказали мне, что еврейский народ стремится истребить палестинцев», — вспоминает Брисеньо.
«Я думаю, что это антисемитская кампания. Они нацелились на нас с Ноэми, потому что идентифицировали нас как евреев — ошибочно в моем случае, верно — в ее», — сказала Брисеньо, у мужа которой (тоже не еврея) есть родственники в Израиле.
Организаторы оккупации кампуса также потребовали от своего университета разорвать связи с Академическим колледжем им. Гордона в Хайфе и другими израильскими учреждениями.
«Больше всего мне больно от того, что со стороны администрации, со стороны ректора не было предпринято ни одной попытки защиты. Ничего. Они бросили нас, Ноэми и меня, на произвол судьбы», — говорит Брисеньо. (Столичный университет не ответил на просьбу The Times of Israel о комментарии.)
Гринспун живет в Израиле с 2021 года в качестве приглашенного исследователя в Хайфском университете, продолжая преподавать в Столичном университете дистанционно по видеосвязи. С тех пор как против нее началась агитация, администрация попросила ее вернуться в Чили и возобновить личное преподавание. Как и Брисеньо, она не чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы сделать это. Гринспун также считает, что это требование направлено на то, чтобы заставить ее уволиться.
«У меня нет никакой охраны, а они [протестующие] очень жестоки, — сказала Гринспун в интервью The Times of Israel. — Они написали обо мне в социальных сетях с моим именем, фотографией и всем остальным».
Хотя Гринспун огорчена событиями в ее университете, она не удивлена: «Это не стало для меня неожиданностью. Я знала, что такое может случиться. А еще мы подумали о нашем сыне, потому что я не хотела, чтобы он учился в университете в Чили и пережил такое. Сейчас студентам-евреям очень тяжело. Взрослым тоже, но мы справляемся. Для студентов все гораздо сложнее».
В Чилийском университете, другом государственном учебном заведении в Сантьяго, старейшем и самом престижном в стране, студентам и преподавателям приходится красить ладони в красный цвет в знак солидарности с палестинцами, чтобы их пропустили в некоторые части кампуса, занятого протестующими. В начале этого месяца университет приостановил свои связи с израильскими образовательными и научными учреждениями, чтобы умиротворить протестующих.
В сложившейся ситуации Гринспун склоняется к тому, чтобы остаться в Израиле навсегда.
Кампания против Гринспун и Брисеньо является частью более широкой волны антиизраильских преследований, которые усилились после нападения ХАМАСа на юг Израиля 7 октября. По словам Ариэлы Агосин, президента Еврейской общины Чили, представляющей 20 тыс. евреев страны, общественное возмущение против последовавшей войны с ХАМАСом в ряде случаев вылилось в антисемитизм: Некоторые люди, которые носят кипу, сталкиваются с руганью или другими формами запугивания на улице. Так что атмосфера не из легких». По ее словам, ученикам трех еврейских школ Чили приказали не ходить по улицам в школьной форме, на которой изображены логотипы с еврейской символикой. «Они должны переодеваться перед входом в школу и перед выходом из нее, и это ужасно», — считает Агосин.
В мае разъяренная толпа с палестинскими флагами собралась у еврейского общинного центра в Сантьяго, а затем перешла к толпе у соседней синагоги, где проходила свадьба. Некоторые протестующие приставали к гостям, и «было брошено несколько камней», сказала Агосин. По ее словам, с 7 октября вандализму подверглись около половины из дюжины синагог Сантьяго.
«В кампусах преподаватели-евреи держатся в тени», — говорит Габриэль Колодро, глава Чилийской общины в Израиле, некоммерческой организации, помогающей иммигрантам из латиноамериканской страны.
По его словам, после 7 октября его уверенность в долгосрочной жизнеспособности чилийского еврейства резко снизилась.
Многие чилийские евреи считают, что проблема отчасти заключается в том, что протестующие чувствуют себя в безопасности благодаря правительству, возглавляемому Габриэлем Боричем, крайне левым политиком, который стал президентом Чили в 2021 году.
В 2019 году он отверг подарок на Рош а-Шана — небольшой горшочек меда, который еврейская община Чили направила законодателям.
«Я ценю этот жест, но для начала они могли бы попросить Израиль вернуть незаконно оккупированные палестинские территории», — написал Борич в Twitter о чилийских евреях, многие из которых привели этот пост в качестве доказательства его антисемитизма. Борич — единственный президент Чили, который отказался от встречи с представителями еврейской общины, сказала Агосин. Его правительство отозвало своего посла в Израиле, как и ряд других латиноамериканских стран после 7 октября.
По словам Агосин, несмотря на трудности, вызванные антиизраильской агитацией в Чили, община продолжает активно развиваться. Она отметила, что руководство некоторых крупных университетов не поддается давлению, требующему разорвать связи с Израилем, а у чилийских евреев в Чили много друзей и союзников. Иммиграция в Израиль из Чили была незначительной, и в последние годы ежегодно переезжало всего несколько десятков человек.
Агосин, адвокат, у которой трое детей живут в Чили, сделала паузу, прежде чем ответить на вопрос о том, сможет ли, по ее мнению, община сохранить свою жизнеспособность в ближайшие 20 лет.
«Это сложный вопрос, — сказала она, — но я чувствую, что все изменится. Во-первых, через два года у нас будет новое правительство, и война закончится. Так что, надеюсь, тогда все будет проще».