Оголтелую ненависть к евреям, в которой воспитывают катарских школьников и студентов, выявило выявило исследование, проведенное в июне 2024 года Институтом мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании (IMPACT-se).
Страна, в которой находится руководство ХАМАС, учит студентов антисемитским стереотипам и отвергает нормализацию, несмотря на регулярные встречи лидеров Катара с израильскими официальными лицами.
В опубликованном на прошлой неделе докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедания в странах мира за 2023 год последние учебники Катара подверглись осуждению за включение в них антисемитских материалов. Как пишет The Jerusalem Post, это выявило исследование, проведенное в июне 2024 года Институтом мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании (IMPACT-se).
В ежегодном отчете, который используется для информирования внешней политики США и рассматривается как авторитетное руководство по глобальной свободе вероисповедания, обращается внимание на оскорбительный контент , присутствующий в катарских учебниках, хотя и фиксируются некоторые улучшения в национальной учебной программе Катара по сравнению с 2021-2022-м учебным годом.
В ходе исследования было изучено 55 учебников, и было установлено, что все ранее выявленные проблемные материалы в катарских учебниках остались неизменными с 2021 года. Это также свидетельствует о том, что прогресс, достигнутый до 2021 года, застопорился, поскольку Катар продолжает пропагандировать насильственный джихад, религиозный экстремизм, и антисемитские настроения в своих учебных пособиях.
Примеры, найденные в книгах, изображают евреев как материалистичных, высокомерных и изначально враждебных к исламу, а также цинично манипулирующих мировыми процессами.
Например, в учебнике по исламскому образованию для учеников 8-го класса говорится, что «евреи — это зло». В теме урока основное внимание уделяется тому, как евреи изначально отвергли Моисея и Иисуса, и делается вывод, что «нет никого более злого», чем люди, «которые были приглашены в ислам и отвергли его», ссылаясь на исторические попытки раннего ислама призвать евреев принять новую религию, принесенную пророком ислама Мухаммедом.
Аналогичным образом, учеников 10-х классов учат избегать «похожести» на евреев, считая это неотъемлемым элементом надлежащего следования исламскому учению, в то время как в главе учебника истории для 11-х классов, посвященной Второй мировой войне и «Майн Кампф» Гитлера, не упоминается ни еврейский Холокост, ни антисемитские компоненты идеологии Гитлера.
В более общем плане учебники пропагандируют повествование, отрицающее исторические связи евреев с Израилем, и предвзято изображают еврейское самоопределение как неоправданное, расистское, циничное и вымышленное.
Некоторые из учебных материалов содержат исторические неточности и откровенные фальсификации. Например, в учебнике истории для 12 класса неверно изображают евреев как беженцев из Палестины после римского вторжения в 63 г. до н. э., разорвавших свои исторические связи с этой землей, что пропагандирует антисемитский стереотип о «еврейской трусости». История искажается и в именовании древних хананеев «арабами», в явной попытке бросить вызов еврейской коренной принадлежности в регионе. Создание же государства Израиль описывается как реализация «глобального империалистического заговора», направленного на причинение вреда арабскому народу, а не как проявление стремления других людей к самоопределению.
Кроме того, джихад и прославление мученичества остаются заметной чертой, описываемой как «вершина ислама». В ярком примере ученики шестого класса узнают, что «хорошая» мусульманка должна воспитывать своих детей «в любви к джихаду» и жертвовать их жизнями, этот тип воспитания описывается как «оптимальный». Некоторые исламские деятели на протяжении всей истории прославляются за убийство евреев, изображаются как главное свидетельство их превосходства как человеческих существ, и учеников поощряют извлекать из их характера ценность жертвования своей жизнью ради ислама.
Это также очевидно в контексте арабо-израильского конфликта, которые находятся в центре непропорционального интереса в катарских учебниках. Используется последовательный антиизраильский нарратив, изображающий Израиль и израильтян как лишенных человеческих мотивов и не заслуживающих сочувствия. Весь Израиль в его границах до 1967 года обозначен как «Оккупированная Палестина», а студентов призывают «не уступать ни одной части Палестины» и отвергать «нормализацию в ее различных формах».
Террористические акты и акты смертников со стороны ХАМАС и других палестинских группировок во время интифады эвфемистически описываются как «вооруженные операции» или «военные операции» и изображаются как естественная реакция на продолжающееся израильское угнетение. Фотография катарского эмира Тамима бин Хамада, встречающегося с Исмаилом Ханией, возглавляющим политбюро ХАМАС, включена в учебник истории для учеников 12-го класса. Хотя последний не назван по имени, в подписи он описан как один из «лидеров палестинского национального действия».
Это молчаливое одобрение ХАМАС, а вместе с ним и того же религиозного экстремизма и насилия, и привели к бойне 7 октября, следует вывод из отчета IMPACT-se.
Антисемитская учебная программа Катара отражает аналогичный антисемитизм, дегуманизацию евреев и израильтян, отрицание Холокоста и прославление террора, пропагандируемое катарским рупором Al-Jazeera.
Несмотря на заявленную внешнюю политику государства Персидского залива, в которой можно найти формальное осуждение антисемитизма, критику религиозного экстремизма и даже поддержку решения о создании двух государств, наполненная ненавистью система образования и средства массовой информации Катара вызывают вопросы относительно приверженности государства заявленному политическому курсу.
«Отрадно, что Государственный департамент использовал наши исследования как важную часть этого влиятельного ежегодного отчета. Однако разочаровывает то, что, как и IMPACT-se, Государственный департамент приходит к выводу, что проблемный материал, поощряющий антисемитизм и пропагандирующий насилие, продолжает преподаваться в классах Катара сегодня. Если не будут внесены изменения, то, по-видимому, неизбежным будет то, что дети в Катаре вырастут, развивая вековые ненавистнические установки, которые, как мы надеялись, останутся в прошлом», - говорит генеральный директор IMPACT-se Маркус Шефф.