|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Люблинский штукарь»

«Люблинский штукарь»

Вместе с теплым апрельским солнцем и традиционным весенним обновлением в  театре «Шалом» наступила пора ярких, запоминающихся показов, о которых еще долго будут говорить в Москве и за ее пределами.

Подходя в этот вечер к знакомому зданию, можно было увидеть толпу людей самых разных возрастов с горящими глазами, пытавшихся первыми попасть на новый спектакль, с жадностью спрашивающих заветный «лишний билетик». Несомненно, это и есть настоящий успех режиссера и всей смелой, креативной театральной команды!

Как вы уже поняли, в «Шаломе» с  грандиозным триумфом прошла премьера спектакля «Люблинский штукарь» по роману Исаака Башевиса-Зингера, режиссера Яны Туминой из Санкт-Петербурга, неоднократного лауреата премии «Золотая маска», сильного мастера, работающего на стыке театра драмы, театра художника и театра кукол. В основе пьесы, заставляющей задуматься и многое переосмыслить в своей жизни, — перевод романа, выполненный Асаром Эппелем. Этот спектакль родился буквально из вдохновения от нового прочтения книги мастера, ничуть не затмившего первоначальной задумки Башевиса-Зингера, органично перетекая в свежий, захватывающий, волнующий сюжет, с  новыми красками, событиями и, конечно, незабываемыми эмоциями.

Говоря об авторе — Исааке Башевисе-Зингере (1904–1991), стоит отметить, что он писал на идише, спасая от забвения и сам язык, и погибший мир польского еврейства. При жизни он выпустил немало книг — рассказов, романов, книг для детей, пьес, воспоминаний и переводов. А в 1978 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за эмоциональное искусство повествования, поднимающее вечные вопросы». И сам спектакль, и харизматичный исполнитель главной роли произвели на меня неизгладимое впечатление! Главный герой романа «Люблинский штукарь» — весьма одаренный человек, выдающийся фокусник, запутавшийся в своих страстях и желаниях, пребывающий во власти душевного смятения. Это повествование о гении, одаренном физически и интеллектуально, артисте, циркаче, незаурядном мыслителе. Яша Мазур легко покоряет сердца людей и получает то, чего жаждет, ему под силу буквально все: взломать любые замки, загипнотизировать толпу, сделать сальто на проволоке. Его обожает публика, он умен, физически привлекателен и талантлив, перед ним открываются любые двери. Кажется, что для этого персонажа просто нет ничего невозможного, что он от природы обладает всем тем, к чему другие люди идут долгие-долгие годы.

У Яши есть жена Эстер (Анна Терентьева), которая ему верна, и, как это часто бывает у представителей богемы и творческих профессий, целых три любовницы: Магда (Алина Исхакова), Зевтл (Евгения Романова) и Эмилия (Елизавета Потапова). Однако, попав в ловушку собственных возможностей, фокусник оказывается на краю гибели. И тут зрителям становится понятно, что феноменальная одаренность — еще и огромное искушение: «Скучно жить, поэтому появляется большое количество женщин, и он не знает, что делать со своей жизнью, хочет ее изменить, но никак не может заставить себя сделать первый шаг!»  — объясняет поведение своего запутавшегося героя актер Евгений Овчинников.

Надо отметить, что «Люблинский штукарь» виртуозно и умело сочетает в себе все, что нужно современному зрителю. В спектакле есть и ярчайшие актерские работы, и потрясающие декорации, и качественный грим, и соответствующие эпохе аутентичные костюмы, и мощная драматургия, уносящая зрителя в иную реальность.

На протяжении двух актов перед зрителями разворачивается живой сюжет о потере и обретении себя, о настоящей любви, о необходимости выбора и возможности спасения, даже если весь мир вокруг — рушится…

Помимо безукоризненного исполнения роли главного героя и органичной игры новых актеров театра хочется особо отметить и потрясающего, легендарного, старейшего артиста театра «Шалом» Григория Кагановича. Он оказался очень убедителен в роли отца, иногда появляющегося на сцене, чтобы дать совет или что-то рассказать. Также надо отдать должное отличной работе молодого, но успевшего завоевать заслуженное признание зрителей актера Николая Тарасюка в роли Ангела. Эти двое вложили в происходящее на сцене свою неповторимую нотку личной харизмы, энергетики, профессионализма, помогая зрителям еще глубже окунуться в эту нравоучительную историю. 

Браво режиссеру и всей талантливой команде театра «Шалом»! Обладающая глубокой, тонкой мудростью, с присущим только ей национальным еврейским колоритом, ослепительная, чувственная философия великого литератора благодаря Яне Туминой постепенно, шаг за шагом, мастерски оживала перед зрителями, никого не оставляя равнодушным... Спектакль был создан в рамках реализации гранта Президентского фонда культурных инициатив.

Похожие статьи