|
Сергей Константинов

Хавива Рейк: мицва «Амстердам»

Хавива Рейк: мицва «Амстердам»

Шёл ноябрь 1944-ого. Жаль, ей не дожить до разгрома нелюдей. Ей готовят смерть: палачи устали от бесполезных издевательств и пыток. Она не скрывала, что еврейка, хотя по документам — сержант британской армии. 

От лютой ненависти сводило скулы у «щiрых людин» из «Галичины», когда они встречали её взгляд:

— От клята жiдовка! Мовчить?

— Мовчить!

А она прощалась с жизнью, уходя в воспоминания.

В детстве её звали Мартой. Девочка родилась в многодетной семье венгерского торговца бумагой и писчими принадлежностями 22 июля 1914 года. Она была у Арпада (Мордехая) и Эмилии (Эстер) Рейк младшенькой. А ещё братья и сёстры: Ласло, Ференци, Имре, Нели и Илонка.

Старшие ещё застали роскошную жизнь в Будапеште: магазин давал хороший доход, своя пятикомнатная квартира в престижном районе, прислуга... А Марта родилась в маленьком домишке деревеньки Надабула в словацком Рудгорье. Арпад пристрастился к картам и просадил за ломберным столом всё: и жильё, и дело, и накопления, и будущность семьи. Сперва Рейки кочевали в поисках места, где легче прокормиться. А с началом мировой войны осели на окраине города Банска-Бистрица. Здесь Марта поступила в еврейскую школу. В школе она с братьями и сёстрами помимо светских предметов изучала Танах под руководством раввина Шенфельда. Арпад, как мог, старался исправить содеянное, работал и в конторе на бумажном заводе, и кладовщиком, и мелким торговцем. Но страсть оказалась сильнее. Однажды он просто не вернулся домой из деловой поездки. Старшим детям пришлось оставить учёбу и пойти работать.

Марту еле уговорили продолжить обучение. За два года она окончила торговое училище и с 17 лет трудилась в сельхоз-фирме, где на неё буквально молились: и кассир, и бухгалтер, и секретарь с коммивояжёром в одном лице! В 1933 году Марта, гонявшая на мотоцикле в поисках новых клиентов, увлекавшаяся горным туризмом, плаванием и лыжами, а также социальными идеями марксистов, познакомилась с молодёжью из «Ха-шомер ха-цаир». Её восхитило стремление воссоздать Еврейское Государство. Именно тогда всеобщая любимица изменила имя: Марта стала Хавивой, что на древнем языке и значит — «любимая». Она очень быстро изучила иврит, со всей душой вкладывалась в работу движения, и вскоре стала личным помощником Оскара Ноймана, председателя сионистской организации Словакии. Хавива вышла замуж и осенью 1939 года вместе с супругом совершила алию в Эрец-Исраэль. Молодожёны стали членами кибуца Маанит, в 40 километрах к северу от Хайфы. Два года Хавива трудилась в полях наравне с мужчинами. С мужем, увлёкшимся коммунистическими идеями, она рассталась. А в Европе уже рвались бомбы и снаряды, и поезда везли евреев на унижения и смерть. В 1942 году Хавива вступила в Пальмах и стала одной из лучших среди новобранцев. Её направили на курсы командиров. В сентябре Хавива получила открытку от матери, сильно её обеспокоившую. Там сообщалось, что всю семью переправят в Польшу. Почему в Польшу? Зачем? А потом до ишува стали доходить слухи — один страшнее другого. Хавива могла лишь молиться за родных.

Её выбрали для работы в MI-9, британской спецслужбе, занимавшейся спасением попавших в плен подданных Короны на территориях, захваченных нацистами. Однако у Хавивы было ещё задание от руководства ишува — спасать евреев. Она прошла парашютную подготовку, научилась пользоваться рацией, взрывчаткой, а стреляла и без того в яблочко. Хавиве присвоили звание сержанта британских войск и псевдоним — «Ада Робинсон». В составе группы из пяти человек ей предстояло организовать спасательную сеть в районе почти родного города Банска-Бистрица, ставшего столицей партизанского края Словакии. Для неё это было не просто задание, не просто операция под кодовым названием «Амстердам», а настоящая мицва! Рейк с нетерпением ждала опасной миссии и говорила сослуживцам:

— Мы должны ворваться в Европу так же, как мать врывается в горящий дом, спасая своих детей!

Хавива надеялась: вдруг она встретит родных! Агенты прибыли в Словакию разными путями в сентябре 1944 года. Группа установила связи с отрядами повстанцев и британским диверсионным подразделением. Благодаря Ханане, которую знали и помнили местные жители, они создали сеть добровольных помощников и сумели спасти более 60-и пилотов союзных войск, сбитых над Карпатами.

К сентябрю в освобождённом партизанами районе собралось до 5000 евреев. Большая часть их смогла бежать из фашистских лагерей и гетто. Для беженцев не было работы. Они ходили в лохмотьях и страдали от недоедания. К тому же между разными группами евреев возникали конфликты: спорили о том, что делать, искали виноватых... Доходило до потасовок. Ополчились и на Хавиву с её товарищами:

— Зачем вы здесь? Это безумие! Вы спровоцируете немцев!

Рейк с трудом добилась перемирия между всеми течениями в иудейской общине. Как результат, в Банской-Бистрице возник еврейский координационный комитет.

Хавиве удалось выбить из британцев небольшое финансирование для нуждающихся. Она затеяла швейную мастерскую. Там стали выпускать одежду для партизан. У евреев появилось занятие. С помощью неугомонной «Ады Робинсон» заработала бесплатная столовая, находилось жильё, появился медпункт. Одной из важнейших задач стало изготовление поддельных документов. Кого-то из евреев эвакуировали ближе к венгерской границе: надеялись на скорый приход Красной Армии.

Стало известно, что гитлеровцы решили покончить с партизанским краем. Хавиве и её друзьям предложили улететь с очередным британским самолётом, доставившим продукты и оружие. Все ответили решительным отказом:

— Мы пришли к вам, и будем с вами, что бы ни случилось!

Фашисты приблизились к Банска-Бистрице в середине октября. У Рейк и её друзей всё было готово к эвакуации евреев. Группы уходили в горы — с провожатыми, спокойно, без паники.

Парашютисты из Палестины покинули город за два дня до его падения, 26 октября. С ними шла последняя группа евреев — человек 40. Среди них — молодёжь, готовая биться с оружием в руках, лидеры общины и пожилые люди. В горы поднимались медленно — старики быстро уставали. Колонну заметили полицаи одной из деревушек и дали знать нацистам.

Рано утром 30 октября лагерь беглецов взяли в кольцо вояки из дивизии СС-Галичина, уже снискавшие себе недобрую славу карателей. Товарищ Рейк, Хаим Хермеш, и с ним человек пять смогли пробиться сквозь ряды убийц и исчезнуть в густом тумане.

Хавиву казнили 20 ноября 1944 года. Она стала одной из жертв массового расстрела евреев у села Кремничка. Нелюди погубили тогда 250 человек. В том же месяце нацисты отправили на смерть ещё одну героиню еврейского народа, Хану Сенеш, сражавшуюся в тылу гитлеровцев на территории Венгрии.

Лишь в 1945-ом, после Победы, британцам удалось отыскать братскую могилу и тела погибших парашютистов. Их опознали по обрывкам книги на иврите «Женщины-кибуцницы», которая была при Хавиве. 


P.S.

В 1952 году, останки героев-парашютистов были торжественно перезахоронены на горе Герцля в Иерусалиме. 

В честь храброй девушки названы кибуц, река в Израиле, сорт цветка герберы и корабль времен «Алии-Бет». В Израиле выпускали марки с её портретом. Издали книгу «Хавива Рейк: миссия и гибель в тылу нацистов». Национальный образовательный центр Федерации кибуцев в Израиле называется «Гиват-Хавива». Он удостоен премии ЮНЕСКО за многолетнюю работу по продвижению общения и примирения между евреями и арабами. 

В Словакии, в городе Банска-Бистрица, рядом с Музеем Словацкого Национального Восстания расположен парк имени Хавивы Рейк, скульптурная композиция в её честь и мемориал памяти жертв фашизма. 

В 2014 году в Словакии вышел документальный фильм «Návrat do horiaceho domu» («Возвращение в горящий дом»), посвященный Хавиве Рейк и её боевым товарищам.

Похожие статьи