|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Скончался бывший посол США в Израиле Мартин Индик

Скончался бывший посол США в Израиле Мартин Индик

Умер Мартин Индик, американский дипломат и ученый, стремившийся установить мир в Израиле.

73-летний Индик умер в четверг. Его жена, Галь Ходжес Берт, сообщила, что причиной смерти стал рак пищевода, пишет Jerusalem Post. Он умер у себя дома в Нью-Фэрфилде, штат Коннектикут.

Индик, выросший в Австралии, дважды занимал пост посла США в Израиле и был помощником госсекретаря по ближневосточным вопросам в администрации Клинтона. Позднее он принимал участие в мирных переговорах.

Даже поднявшись на вершины американской дипломатии, он не утратил ни своего австралийского акцента, ни саркастического остроумия.

«Посол Индик говорит так, как он это видит, — сказал Forward один из сотрудников администрации Обамы в 2014 году, когда покойный в последний раз занимал официальную должность специального посланника, курировавшего палестино-израильские мирные переговоры в 2013-2014 годах. — Возможно, так в нем проявляется австралиец. Он более откровенен, чем большинство дипломатов, но он высказывается, потому что ему небезразлично будущее Израиля».

Не далее как в прошлом месяце Индик использовал типичную для него язвительную риторику, чтобы очернить одного из своих заклятых врагов, премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, но в таких выражениях, которые ясно давали понять, что больше всего Индика расстроила опасность, которую, по его мнению, Нетаньяху представляет для Израиля. «Израиль ведет войну на четырех фронтах: с ХАМАСом в Газе, с хуситами в Йемене, с «Хезболлой» в Ливане и с Ираном, контролирующим все эти операции», — заявил Индик 19 июня в X, на следующий день после того, как Нетаньяху высказал мнение (а администрация Белого дома это опровергла), что президент Джо Байден удерживает оружие у себя в стране.

«Что делает Нетаньяху? — продолжил Индик. — Нападает на Соединенные Штаты, основываясь на лжи, которую он сам выдумал! Спикер и лидер должен отозвать свое приглашение выступить перед Конгрессом до тех пор, пока он не отречется от своих слов и не извинится». (Нетаньяху не отрекся от своих слов, ему не отказали в приглашении, и он выступил с речью в среду.) Индик был необычным дипломатом в том смысле, что он редко сдерживался, как в публичных, так и в частных беседах. Он, возможно, единственный американский дипломат, которому выпала честь терпеть публичные антиеврейские выпады как со стороны израильских, так и арабских официальных лиц. В 1997 г., будучи послом США в Израиле, Индик чуть не подрался с израильским политиком правого толка Рехавамом Зеэви, который назвал его «йегудоном» (жидком). Зеэви был зол на Индика за то, что тот подталкивал Израиль к уступкам в переговорах с палестинцами. «В последний раз меня называли жидком, когда мне было 15 лет, и обидчик получил в лицо», — сказал Индик Зеэви на публичном мероприятии.

Позже Зеэви и правительство Израиля извинились за это оскорбление. Через год после этого Индика повысили до должности помощника госсекретаря, отчасти потому, что он хотел уйти с должности посла, поскольку ему было очень трудно ладить с Нетаньяху. Индик, тем не менее, приложил руку к установлению мира между Израилем и Палестиной, но также отвечал за решение сложной задачи, стоявшей перед администрацией Клинтона: как сдерживать Ирак и Иран, две страны, которые были глубоко враждебны Соединенным Штатам, но также и смертельными врагами друг друга. И он снова подвергся антисемитским нападкам. В письме в Совет Безопасности ООН, всего через 15 месяцев после инцидента с Зеэви, министр иностранных дел Ирака Мухаммед Саид ас-Саххаф утверждал: «Заявления помощника госсекретаря Соединенных Штатов Мартина Индика, известного еврея и сиониста, являются просто официальным и задокументированным подтверждением враждебности администрации Соединенных Штатов по отношению к Ираку». Билл Ричардсон, занимавший в то время пост представителя США в ООН, потребовал извинений, которых так и не получил.

Индик родился в Лондоне и вырос в Австралии. Свое стремление стать миротворцем он начал реализовывать в 1973 году, когда учился в Еврейском университете в Иерусалиме, во время войны Судного дня. «Тогда я понял насколько уязвимо положение Израиля и насколько важную роль Соединенные Штаты играют в войне и мире на Ближнем Востоке», — сказал Индик в 1995 году о своем опыте работы в Израиле во время слушаний в Сенате по утверждению его на первую дипломатическую должность в качестве посла США в Израиле.

В 1973 году он работал волонтером в кибуце и подумывал о том, чтобы поселиться в Израиле. Однако он вернулся в Австралию и начал карьеру в правительстве в качестве аналитика по Ближнему Востоку. Индик приехал в Соединенные Штаты в 1982 году в творческий отпуск и вскоре нашел работу в Американо-израильском комитете по общественным делам (AIPAC), произраильском лобби, где его наставником был Стив Розен, директор AIPAC по внешней политике. Индик и Розен заметили, что консервативные аналитические центры, относительно недавнее явление, публикуют программные документы, которые вскоре становятся политикой администрации Рейгана. Это было откровением. Аналитический центр мог разработать детализированную политику и найти чиновников, готовых заявить о его планах как о своих собственных. Поэтому в 1985 году Индик основал Вашингтонский институт в партнерстве с Барб Вайнберг, ведущим донором AIPAC. Аналитический центр остается влиятельным, имея прямые связи с правительствами Соединенных Штатов, Израиля и многих арабских стран.

AIPAC также скорбел по Индику, хотя в последние годы, когда он посещал мероприятия этой организации, возникала напряженность из-за его склонности критиковать правые правительства Израиля и их политику, направленную на создание поселений. «Руководящая роль Мартина помогла Институту стать одной из ведущих организаций Вашингтона по исследованию внешней политики», — говорится в сообщении AIPAC. В годы президентских выборов AIPAC проводит краткие встречи с кандидатами, чтобы оценить их политику в отношении Израиля и дать совет. Розен запланировал встречу с Биллом и Хиллари Клинтон на президентскую кампанию 1992 года, и у него было предчувствие: Индик и Клинтоны, все трое увлеченные глубокими хитросплетениями политики, поладят. Индик, возглавляющий Вашингтонский институт, больше не работал в AIPAC, но Розен попросил его прийти на встречу. На встрече с Клинтонами обычно словоохотливый Розен сидел сложа руки и наблюдал, как разворачивается история, пока все трое общались друг с другом. Запланированная 20-минутная встреча растянулась на несколько часов.

Клинтоны не побоялись продемонстрировать свое невежество, задавая прямые вопросы. Индик предположил, что они также не побоятся услышать и усвоить длинные, сложные ответы, которые вызовут еще больше вопросов. «Мне нравится, когда ты рядом, Мартин, — пошутил однажды Клинтон, — потому что у нас обоих забавный акцент». После избрания президентом Клинтон пригласила Индика в Совет национальной безопасности в качестве специалиста по Ближнему Востоку. Индик сыграл центральную роль в заключении соглашений Осло и в рукопожатии между Нетаньяху и Арафатом в сентябре 1993 года. Через два года Индик, ставший гражданином США, вошел в историю, когда Клинтон назначил его послом США в Израиле. Индик стал первым евреем на этом посту. Индик покинул правительство вместе с Клинтоном в 2001 году и наблюдал, как его мечты о двухгосударственном решении рушатся под давлением Второй интифады и растущего недоверия между палестинцами и Израилем.

После ухода из правительства он перешел на постоянную работу в аналитический центр в Совете по международным отношениям. Он ненадолго вернулся в правительство при президенте Бараке Обаме, чтобы руководить мирными переговорами 2013-2014 годов, которые также оказались безуспешными.

У него остались жена, Гал Ходжес Берт, двое детей от первого брака, Джейкоб и Сара, и пятеро внуков.

Похожие статьи