|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Реформа импорта продуктов позволяет усилить конкуренцию на израильском рынке

Реформа импорта продуктов позволяет усилить конкуренцию на израильском рынке

Министерство здравоохранения Израиля одобрило реформу, направленную на приведение импорта продуктов питания в соответствие с европейскими нормами с целью снижения затрат и повышения конкуренции; эксперты предупреждают о немедленных последствиях и затратах.

Фернандо Кауфман-Вайс — обычный израильтянин, страдающий, как и большинство населения страны, от постоянного роста стоимости жизни. Он работает менеджером в высокотехнологичном стартапе, а его жена — специалист по медицинским вопросам в страховой компании. Они живут в Нетании, городе с развитой экономикой, но менее дорогом, чем Тель-Авив и Иерусалим. Как и многие другие, он считает, что расходы на проживание резко возросли за последние несколько месяцев: «Еще до войны мы отмечали заметное влияние роста цен на наш бюджет. Однако после начала войны расходы взлетели до небес. Цены на мясо стали одной из основных расходных статей нашего семейного бюджета, но, безусловно, не единственной. Иногда мы даже подумываем о переезде в другую страну», — сказал Кауфман-Вайс в интервью Media Line. Его ситуация распространена в Израиле, и экономисты, как левые, так и правые, сходятся во мнении, что проблему необходимо решать как можно скорее. В рамках мер по борьбе с высокой стоимостью жизни правительственный комитет по здравоохранению одобрил продовольственную реформу, инициатором которой выступил Минздрав.

Министр здравоохранения Уриэль Бусо заявил об «исторической новости для импортеров» и обещал «значительную экономию для каждого израильского домохозяйства». Цель реформы — упорядочить процессы импорта продуктов питания, уменьшить бюрократические препоны и привести его в соответствие с европейскими нормами.

אוריאל_בוסו_לעמ.jpg
Министр здравоохранения Уриэль Бусо

По мнению заведующего кафедрой экономики Еврейского университета в Иерусалиме Алона Айзенберга, эта реформа — важный шаг: «Она более комплексная, чем предыдущие реформы. Реализация займет некоторое время, поэтому эффект будет виден не сразу».

«Одним из интересных аспектов, за которым стоит следить, будет адаптация рынка к системе, в которой государство будет больше доверять импортерам. Импортеры будут нести ответственность за проверку соответствия нормативным требованиям, а государство будет проводить выборочные проверки только после того, как продукты уже появятся на израильском рынке. Необходимость получать предварительное разрешение отпадет», — уверен Айзенберг.

Если снижение цен дойдет до израильских потребителей, Министерство здравоохранения ожидает значительной экономии для них. Израильский рынок продуктов питания и потребительских товаров оценивается примерно в 14,5 миллиарда долларов США (53 миллиарда шекелей), и Израиль получит значительную выгоду от снижения стоимости импорта, что может существенно облегчить финансовое давление на многие израильские семьи.

1769043.jpg
Алон Айзенберг

По словам министра Бусо, грядет значительное изменение в законодательстве, которое позволит импортировать продукты, представленные на европейских рынках. «Страна с населением в 10 миллионов человек, как Израиль, не может вести себя как остров. Этот шаг принесет экономию, выражаемую в тысячах шекелей в год для каждого домохозяйства. По оценкам казначейства, экономия составит 7 000 шекелей в год. Я не знаю, достигнет ли она именно этой суммы, но это все равно значительная экономия», — уверен он.

По словам Моше Бар-Симан-Това, генерального директора Министерства здравоохранения, ожидается, что пересмотр законодательства создаст благоприятные условия для импорта продуктов питания и обеспечит нормативную определенность для израильских производителей.

В своем недавнем заявлении он поделился стратегическим видением реформы: «Реформа пищевой промышленности является частью стратегии министерства по улучшению регулирования и снижению бюрократического бремени при сохранении безопасности для населения в соответствии с нашими государственными обязательствами».

Министерство экономики Израиля также выразило оптимизм по поводу этих мер. «Ожидается, что реформа затронет более 90% продовольственных товаров. Это влияние позволит расширить возможности импорта, так как снижение стоимости импорта позволит увеличить оборот и разнообразие продуктов питания. К ним смогут присоединиться новые импортеры. Таким образом, реформа приведет к снижению цен на продукты питания и уменьшению стоимости потребительской корзины», — заявил представитель министерства.

F200227AVSFF07-e1582822423377.jpg
Моше Бар-Симан-Тов

Несмотря на то, что реформа проводится Министерством здравоохранения, ее эффективность будет оценивать Министерство экономики. Согласно этому ведомству, «реформа сопровождается тестом на эффективность, который изучит фактическое влияние реформы после ее реализации и сравнит это влияние с изменением цен. Если мы увидим расхождение между этими двумя показателями, мы будем работать над выявлением и устранением барьера». Поэтому будет проведена проверка выборки из 30 продуктов и десятков импортеров, чтобы внимательно проследить за результатами внедрения и соответствием целям реформы. В ходе проверки будут рассмотрены стоимость процесса импорта, количество импортеров и уровень концентрации импорта».

Главное изменение, которое произведет реформа, касается ускорения доставки соответствующих грузов из израильских портов. Как пояснил Марк Фельдман, генеральный директор израильской частной компании Latfood, импортирующей высококачественные продукты питания с европейских рынков, «главное изменение, которое хорошо для такого бизнеса, как наш, — это отсутствие вмешательства человеческого фактора со стороны Министерства здравоохранения. Бюрократия уходит на этом этапе, и весь процесс работает автоматически».

Генеральный директор компании Sphinx Research & Consulting Сефи Кедми предвидит положительное влияние этой реформы на израильских производителей продуктов питания, потребителей и нормативные акты: «Подобные изменения в законодательстве создадут конкуренцию за счет появления на рынке более широкого ассортимента продукции. Это касается продуктов питания и других товаров, которые в настоящее время имеют высокую маржу и производятся в массовом порядке. Импортеры, которые ранее занимали монопольное положение, столкнутся с конкуренцией, что приведет к снижению цен. Эти изменения в законодательстве могут подтолкнуть больше предпринимателей к импорту товаров, что приведет к снижению цен и расширению потребительского разнообразия. Это означает больше возможностей для выбора. В ходе реформы будут приняты европейские нормы для большинства продуктов питания, и качество не должно беспокоить потребителей. Если это хорошо для Европы, то не должно быть плохо и для нас». Однако потребителям придется делать осознанный выбор. Получение специального сертификата кошерности для некоторых продуктов может оказаться сложным, но это решаемая проблема».

Хотя Фельдман согласен с тем, что эта реформа может принести много потенциальных выгод, он считает, что она нуждается в некоторой доработке: «Идея реформы прекрасна, но она требует доработки. Благодаря реформе количество контейнеров, задерживаемых в порту, сократилось почти до нуля. Что касается конкуренции между импортерами и местными производителями, то мы считаем, что здоровая конкуренция не повредит, поскольку большее количество импортеров сможет легче выйти на рынок. На данном этапе сложно оценить влияние на рынок и потенциальную экономию для домохозяйств. С одной стороны, возможно усиление конкуренции, поскольку на рынок выйдет больше импортеров. С другой стороны, реформа налагает значительные издержки на импортеров».

По словам Кедми, несмотря на многочисленные потенциальные выгоды от этой реформы, она также может негативно сказаться на израильских производителях продуктов питания: «Эта мера может нанести ущерб некоторым местным производителям из-за импорта продуктов, субсидируемых иностранными государствами. В среднем стоимость рабочей силы в Европе ниже, чем в Израиле. В случаях, когда стоимость импорта не покрывает разницу, может потребоваться компенсация для местных производителей продуктов питания, возможно, в виде снижения цен на воду или других средств, чтобы стимулировать производителей быть более эффективными и конкурентоспособными; в противном случае они потеряют бизнес».

Кедми подчеркнул, что зависимость от внешних рынков также может спровоцировать нежелательные колебания цен и навредить местным производителям продуктов питания. Приводя пример с оливковым маслом, он сказал: «Цены выросли с 14 шекелей [3,83 доллара], когда рынок был открыт для импорта, до почти 60 шекелей [16,42 доллара]. Португалия, Испания и Франция производят около 70% всего мирового объема оливкового масла, и их климатические проблемы, а также ограничение импорта из-за войны привели к резкому росту цен».

Министерство экономики ожидает, что реформа приведет к снижению затрат для импортеров, причем особое внимание будет уделено международным сетям. «Она позволит выйти на рынок новым и параллельным импортерам, что усилит конкурентное давление и снизит цены. В долгосрочной перспективе мы ожидаем усиления конкуренции, снижения концентрации и сокращения ценового разрыва со странами ОЭСР. Кроме того, весь рынок научится работать с европейскими нормами, что принесет пользу отрасли в долгосрочной перспективе и поддержит экспорт», — сообщил официальный источник в Министерстве экономики.

Рассматривая возможные сценарии, при которых местные израильские производители пострадают от снижения импорта продовольствия, в Министерстве экономики отметили: «На данном этапе поддержка производителей не предусмотрена, поскольку основное внимание уделяется усилению конкуренции. Однако министерство будет следить за развитием рынка, и если возникнет необходимость в поддержке, этот вопрос будет рассмотрен».

«Важно, чтобы открытие израильского рынка не навредило местным производителям из-за чрезмерной зависимости от конкретных рынков, что может привести к обратному эффекту и в конечном итоге повысить цены для потребителей и навредить местной промышленности, — предупредил Кедми. — В целом, эти реформы позитивны и должны помочь снизить стоимость жизни, обеспечить большую стабильность цен и, надеюсь, сделать местных производителей продуктов питания более эффективными».

Реформа Министерства здравоохранения приводит порядок импорта продуктов питания в соответствие с европейскими нормами, перекладывая ответственность за безопасность продукции на импортеров и предоставляя инструменты управления рисками и контроля качества. Это направлено на оптимизацию импорта продуктов питания в Израиль, поддержание здоровья населения и обеспечение нормативной определенности для израильской промышленности. Это устраняет необходимость прямого контакта между импортерами и производителями, требуя при этом управления рисками и контроля качества.

Фельдман пояснил, что «если импортеры будут серьезно и ответственно относиться к вопросу безопасности продуктов питания (как это делаем мы, имея строгую программу отбора проб), то основной проблемой при передаче ответственности импортерам является необходимость в дополнительной рабочей силе для выполнения условий импорта в рамках реформы, что требует от импортера значительно больших затрат».

Профессор Айзенберг добавил, что реализация реформы далеко не тривиальна и потребует значительных усилий: «С одной стороны, государству необходимо обеспечить эффективное руководство для рынка, чтобы импортеры и другие участники могли понять, что от них требуется. Но также необходимо контролировать и обеспечивать удовлетворительное соблюдение требований и эффективную защиту потребителей. На этом пути обе стороны — правительство и рынок — будут учиться на практике».

 

Похожие статьи