Мальчик появился на свет полтысячелетия назад, в Лиссабоне. Он родился в семье марранов, покинувших Испанию ради безопасности семей.
Фердинанд и Изабелла огнём и мечом утверждали католичество. Но попали беглецы из огня да в полымя! Через десяток лет король Мануэл Счастливый, решивший жениться на испанской принцессе, вдове своего племянника, погибшего в дикой скачке на охоте, согласился изгнать всех иудеев из своего королевства — а то не видать ему супружества! Не все решились отправиться на восток, под руку османов, где Людей Книги тогда не обижали. Часть приняла крещение, исповедуя религию предков скрытно. Таким был и отец Иосифа, Агостино Микес, потомок рода израильских предводителей Наси. Он изучал медицину, и учился настолько прекрасно, что стал лейб-медиком короля и почтенным, состоятельным жителем Лиссабона.
Ребёнка должным образом окрестили, дав имя Жуан Микес, научили исполнять все необходимые католические обряды, чтобы не вызывать излишнего внимания доносчиков и инквизиторов. Мальчик получил хорошее домашнее образование: помимо латыни знал европейские и восточные языки (среди них — иврит), много читал. Он слыл и был прекрасным фехтовальщиком, ловко управлялся с лошадьми, не спасовал бы и в рукопашной. Иосифа подготовили к бар-мицве: обычаи своего народа он впитывал из окружавшей его потаённой жизни. Конечно, он знал наизусть Танах и, выпади случай, не ударил бы в грязь лицом при учёной беседе с единоверцем.
Мальчик рано осиротел: фактически его воспитала удивительная женщина — тетка по отцу Беатрис, более известная, как Донна Грация.
Вместе с ней, возглавившей дела Дома Наси после кончины своего несметно богатого супруга, Франсиско Мендеса, Иосиф уехал в Антверпен. По сути, они бежали. Слишком жадно инквизиторы зарились на доходы вдовы. По пути Донна Грация остановилась в Лондоне: большей частью ради племянника — пусть увидит новую страну и заведёт связи. Пригодится!
Иосиф оставил забавы юности, пожив на побережье Нидерландов. Он трудился на благо Дома Наси и соплеменников. Представляя интересы Донны Грации, он часто разъезжал по делам, встречался с самыми разными — от высшей аристократии до контрабандистов и разбойников — людьми, стал своим человеком при брюссельском дворе родственницы императора Карла V, Марии, и в порту Антверпена. Да и мудрено ли? Ведь Дом Мендесов-Наси торговал по всему известному миру, и ссужал деньгами королей Франции, Англии и Испании, римских пап, Марию Австрийскую и турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Карл V лично знал Иосифа, и посвятил его в рыцари. О степени доверия и уважения к тайному иудею говорит тот факт, что герр Микес был напарником в фехтовании у будущего императора Максимилиана, дружбу с которым хранил до конца жизни последнего!
Жуан путешествовал по всей Европе, но отнюдь не только ради сделок, хотя именно он заключил в Лионе с королевской семьёй Франции договор на миллион золотых монет. Донна Грация и её помощники создали целую сеть «еврейской скорой помощи». Семьям, попавшим в тяжкое положение, помогали исчезнуть из поля зрения псов инквизиции. Португальский еврейский поэт Самуил Уске посвятил Беатрис стихотворение «Утешение Израиля», в котором назвал её «сердцем еврейского народа» и «донной Грацией», что на латыни значит «Милостивая Госпожа». Это словосочетание и стало её прозванием в народе.
Вскоре и самой семье Наси пришлось воспользоваться тайными путями: из Антверпена они перебрались в Венецию. Там, в городе каналов, интриг и зловещих тайн, тетку Иосифа ждал неожиданный поворот судьбы: на неё властям донесла младшая сестра, обвинив в отступничестве от католической веры. Девица хотела поправить за счёт Донны Грации свои финансовые дела. Однако ушлые венецианцы не захотели отдавать обещанное, и доносчицу посадили в ту же тюрьму, что и Беатрис. Через свои связи Иосиф обратился к турецкому султану Сулейману Великолепному, рассказав, что его состоятельная родственница хотела бы поселиться в Стамбуле. Султан надавил на венецианский Совет, и Донну Грацию освободили — надо думать, не бесплатно. Наси нашли себе пристанище в вольном городе Феррара, где правитель позволял евреям свободно исповедовать религию их народа. Всё подготовив и собрав средства, Иосиф и Беатрис с родичами в самом деле переехали во владения султана.
Современники-европейцы сохранили описание появления процессии семейства Наси при турецком дворе. Каждая фраза источает яд зависти и злобы — евреям удалось уйти из лап инквизиции с достоинством и сохранить свои богатства!
— Этот отступник, про которого я поминал, — сообщал в письмах ганзейский купец, — заявился в Константинополь в сопровождении двух десятков слуг, которые ухаживали за ним, словно за принцем! А я доподлинно знаю, что папаша его — всего лишь лекаришка! Слуги одеты лучше, чем я! А он сам — в дорогих шелках, отороченных горностаем. Перед ним скакали на добрых конях два янычара с жезлами, дабы все поняли — к этому и не подходи!
В Турции Донна Грация занялась благотворительностью, передав все дела племяннику. Иосиф прошёл обряд обрезания и женился на дочери Беатрис, Рейне. Они полюбили друг друга давно, однако девушка дала клятву — стать женой лишь того, кто открыто исповедует иудаизм.
Торжества и празднования растянулись на недели. Беднота благословляла молодых: Наси щедро делились богатством с нуждавшимися.
Иосиф был зван ко двору Сулеймана и, по сути, стал консультантом по вопросам европейской политики Порты. В междоусобной борьбе сыновей султана он поддержал более миролюбивого из них — Селима, обеспечив последнему средства для привлечения сторонников. Когда Селим II утвердился на троне, то не забыл Иосифа. Наси стал правителем Наксоса и личным советником султана. Неоднократно Наси выполнял весьма деликатные дипломатические поручения турецкого двора. Например, он вёл переписку с Вильгельмом Оранским, побуждая к сопротивлению владычеству Испании в Нидерландах и снабжая гёзов столь необходимыми финансовыми потоками. После смерти Селима, «герцог Наксоса», как его называли в Европе, был отлучён новым султаном от важных дел. Иная эпоха, иные политики... Иосиф видел, куда всё катится: коррупция и необдуманные решения ведут Империю Османов к краху и зависимости от других игроков в играх Могущества. Однако Наси сохранил свою власть и влияние. Насколько мог, он поддерживал еврейские общины во всём мире. Имея привилегию торговли с Польшей и Молдавией, Иосиф включал в договоры с тамошними правителями соблюдение прав евреев.
Болезни подтачивали некогда несокрушимое здоровье. Жоан Микес (Иосиф Наси) скончался в августе 1579 года — на 9 ава. Евреи Наксоса и общины Турции горько оплакивали его уход: не стало заступника древнего народа!
P.S.
Вместе с Донной Грацией Наси пытался возродить еврейскую общину Тверии. Город был взят «в аренду» за 1000 дукатов в год. Тверия представляла собой руины. Но посланцы Наси организовали восстановительные работы, поднимали стены, создали йешиву. Всё закончилось со смертью Иосифа.
В 1570 году Иосиф Наси поддержал Селима II в его желании отвоевать у Венеции Кипр. Кипр был захвачен войсками турок в 1570 году.
Переписке с Императором Священной Римской Империи Максимилианом II не мешали ни противостояния государств, ни сиюминутные интересы политиков. Для Максимилиана Иосиф остался Жоаном, учившим его твёрдо держать шпагу.