В Старом городе Иерусалима почти все сувенирные лавки закрыты. На блошином рынке в Хайфе на пустых улицах протирают свои товары никому не нужные торговцы. Авиакомпании отменяют рейсы, предприятия терпят крах, а роскошные отели наполовину опустели.
После без малого 11 месяцев войны с террористической группировкой ХАМАС экономика Израиля испытывает трудности, в то время как наступление в Газе продолжается, угрожая перерасти в более масштабный конфликт.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху пытается развеять опасения, заявляя, что экономический ущерб носит временный характер. Но самая кровопролитная и разрушительная война в истории между Израилем и ХАМАСом нанесла ущерб тысячам малых предприятий и подорвала международное доверие к динамичной экономике еврейского государства. Многие ведущие экономисты говорят, что прекращение огня — лучший способ остановить ущерб, сообщает Times of Israel.
«Экономика сейчас находится в состоянии огромной неопределенности, и это связано с ситуацией в сфере безопасности — как долго будет продолжаться война, какова будет ее интенсивность и будет ли дальнейшая эскалация», — считает бывший глава Центрального банка Израиля Карнит Флуг, которая ныне является вице-президентом по исследованиям в Израильском институте демократии, аналитическом центре в Иерусалиме.
Спасатель у магазина в Тель-Авиве, в который попала ракета, запущенная из Газы, октябрь 2023 г. (JACK GUEZ / AFP)Война нанесла гораздо больший урон и без того разрушенной экономике Газы, оставив без работы подавляющее большинство трудовых ресурсов. Все банки на территории закрылись.
По данным министерства здравоохранения, подчиненного ХАМАСу, в результате боевых действий в Газе погибло более 40 000 человек. Данные не могут быть проверены и не делают различий между гражданскими лицами и боевиками. Израиль утверждает, что убито около 17 000 боевиков в ходе военных действий и еще 1000 террористов на территории Израиля 7 октября. Израиль заявил, что стремится свести к минимуму число жертв среди гражданского населения, и подчеркивает, что ХАМАС использует мирных жителей Газы в качестве живого щита путем ведения боевые действия из гражданских районов.
Атака ХАМАСа 7 октября, в ходе которой террористы убили 1200 человек на юге Израиля и захватили 251 заложника, что спровоцировало войну, а также ежедневные ракетные и беспилотные атаки террористов «Хезболлы» из Ливана также привели к эвакуации десятков тысяч израильтян, живших вдоль северной и южной границ, и нанесли масштабный ущерб.
Израильская экономика оправилась от предыдущих потрясений, в том числе от более коротких войн с ХАМАС. Но этот затянувшийся конфликт создал еще большую нагрузку, включая расходы на восстановление, выплату компенсаций семьям погибших и солдатам запаса, а также огромные военные расходы.
Затяжной характер боевых действий и угроза дальнейшей эскалации конфликта с Ираном и его ливанской марионеточной группировкой «Хезболла» особенно сильно сказываются на туризме. Хотя туризм не является основной движущей силой экономики, ущерб нанесен тысячам рабочих и мелких предпринимателей.
«Самое тяжелое — это то, что мы не знаем, когда закончится война, — говорит израильский гид Даниэль Якоб, чья семья сейчас живет на сделанные раньше сбережения. — Нам нужно закончить войну до конца этого года. Если пройдет еще полгода, я не знаю, сколько мы еще протянем».
Блошиный рынок в Хайфе, август 2024 г. (AP Photo/Leo Correa)
45-летний Якоб вернулся в апреле после шестимесячной службы в качестве солдата запаса и обнаружил, что бизнес сошел на нет. Он был вынужден закрыть туристическую компанию, на развитие которой потратил два десятилетия. Его единственный доход — помощь от правительства, которое раз в несколько месяцев выплачивает ему половину довоенной зарплаты.
Торговец антиквариатом из Хайфы Меир Сабаг, чей магазин опустел, говорит, что сейчас дела идут хуже, чем во время пандемии COVID-19.
В будний день в ранее оживленном порту Хайфы, крупном центре израильского импорта-экспорта, где часто останавливались огромные контейнеровозы, очень тихо.
Из-за того, что йеменские хуситы подвергают опасности суда, проходящие через Суэцкий канал (атаки, по их заявлениям, направлены на поддержку Газы), многие корабли дальнего плавания перестали использовать израильские порты в качестве узловых пунктов, сказал на условиях анонимности сотрудник порта.
По его словам, в первой половине года в израильских портах наблюдалось 16-процентное падение объемов перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Тем временем возобновленные усилия США по освобождению заложников и заключению соглашения о прекращении огня, похоже, буксуют, а Иран и «Хезболла» угрожают отомстить за недавние убийства главных террористических лидеров, что повышает угрозу более широкой региональной войны. Эти опасения заставили крупнейшие авиакомпании, включая Delta, United и Lufthansa, приостановить полеты в Израиль и из Израиля.
В аэропорту "Бен-Гурион", 6 августа 2024 г. (GIL COHEN-MAGEN / AFP)Яаков Шейнин, израильский экономист с десятилетним опытом консультирования премьер-министров и министерств Израиля, считает, что общая стоимость войны может составить 120 миллиардов долларов, или 20% ВВП.
По сравнению со всеми 38 странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития израильская экономика претерпела наибольшее замедление в период с апреля по июнь, сообщила организация в минувший четверг. По прогнозам, в 2024 году ВВП Израиля должен был вырасти на 3%. Теперь Банк Израиля прогнозирует рост на 1,5% — и это если война закончится в текущем году.
Fitch понизило рейтинг Израиля с «А-плюс» до «А» ранее в этом месяце, вслед за аналогичным понижением рейтингов S&P и Moody's. Понижение рейтинга может привести к увеличению стоимости заимствований для правительства.
«По нашему мнению, конфликт в Газе может затянуться до 2025 года», — предупреждает Fitch в своей рейтинговой записке, в которой говорится о возможности «значительных дополнительных военных расходов, разрушения инфраструктуры и более масштабного ущерба для экономической деятельности и инвестиций».
Еще одним тревожным признаком является то, что Министерство финансов в этом месяце заявило, что дефицит бюджета страны за последние 12 месяцев вырос до более чем 8% ВВП, что значительно превышает соотношение дефицита к ВВП в 6,6%, которое министерство прогнозировало на 2024 год. В 2023 году дефицит бюджета Израиля составлял около 4% ВВП.
Снижение рейтинга и рост дефицита усилили давление на правительство с целью прекращения войны и сокращения дефицита, что потребует принятия непопулярных решений, таких как повышение налогов или сокращение расходов. Но Нетаньяху необходимо поддерживать свою коалицию на плаву, а «ястребы» в его кабинете, в первую очередь министр финансов Бецалель Смотрич, настроены на то, чтобы война продолжалась до тех пор, пока ХАМАС не будет уничтожен.
Флуг считает, что ситуация неустойчива и коалиции придется сократить расходы, например, непопулярные субсидии ультраортодоксальным ешивам, которые воспринимаются широкой общественностью как расточительство.
«Общественности будет трудно с этим смириться, если правительство не покажет, что серьезность ситуации вынуждает его отказаться от некоторых дорогих для него вещей», — сказала она.
Смотрич сказал, что экономика Израиля «сильна», и пообещал принять «ответственный бюджет, который продолжит поддерживать все потребности войны, сохраняя при этом фискальные рамки и способствуя росту».
Уровень безработицы опустился ниже довоенного уровня, сказал Шейнин, до 3,4% в июле по сравнению с 3,6% в июле прошлого года. Но если учесть израильтян, вынужденных покинуть рынок труда, то этот показатель вырастает до 4,8%, что в большинстве стран все еще считается низким.
Тем временем многие малые предприятия закрылись, потому что их владельцы и сотрудники были призваны на резервные военные сборы. Другие испытывают трудности на фоне общего спада.
Израильская компания CofaceBDI сообщает, что с начала войны закрылось около 46 000 предприятий, 75% из них — малые.
Даже люксовый иерусалимский отель American Colony, популярный среди политиков, дипломатов и кинозвезд, уволил часть работников и рассматривает возможность сокращения заработной платы, говорит Джереми Берковиц, представляющий интересы владельцев.
Пустой ресторан отеля American Colony, август 2024 г. ((AP Photo/Mahmoud Illean)«В свое время мы рассматривали возможность закрытия отеля на несколько месяцев, — говорит Берковиц, — но, конечно, это означало бы увольнение всего персонала. Это означало бы, что сады, которые мы культивировали на протяжении 120 лет, придут в запустение».
Шейнин считает, что лучшим способом помочь экономике восстановиться было бы окончание войны. «Но, — предостерег он, — если мы будем упрямиться и продолжать эту войну, мы не восстановимся».