|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Легенда о Масаде развенчана: осада длилась две недели, а не два года

Легенда о Масаде развенчана: осада длилась две недели, а не два года
Вид с воздуха на крепость Масада, 3 декабря 2021 г. Фото: Moshe Shai/Flash90

Основные детали знаменитой осады Масады римлянами в I веке хорошо известны: многолетнее стояние римских солдат под стенами, последний бой еврейских повстанцев после разрушения Иерусалима, а затем, когда римляне наконец-то прорвали стены, массовое самоубийство защитников цитадели.

Эти события прочно вошли в израильский культурный нарратив, стали примером стойкости и патриотизма, проповедуемыми учебниками истории и сионистскими образовательными проектами. Школьники обязательно посещают крепость, являющуюся национальным парком.

Однако недавние исследования группы археологов Тель-Авивского университета могут перевернуть легенду о Масаде. Ученые пришли к выводу, что осада, скорее всего, длилась всего несколько недель, а не 2-3 года. Кроме того, главной целью римлян при штурме Масады было не поражение последнего очага еврейского восстания, а сохранение запасов прибыльного бальзама — благовония, производимого в близлежащем Эйн-Геди.


3.jpg
3D-модель лестницы, использовавшейся римлянами для прорыва в Масаду (Neustadter Masada Expedition/Journal of Roman Archaeology)
«Важный вопрос: почему они решили осадить Масаду? До недавнего времени на осаду Масады смотрели еврейскими глазами, но решение послать солдат приняли римляне», — сказал доктор Гай Штибель, преподаватель кафедры археологии и культур Ближнего Востока Тель-Авивского университета, в беседе с The Times of Israel.

Штибель, который с 2017 года руководит рядом раскопок на Масаде в качестве главы экспедиции Нойштадтер-Масада, вместе с доктором Хаем Ашкенази с той же кафедры (работает также в Управлении древностей Израиля) и докторантами Омером Зеэви-Бергером и Боазом Гроссом, опубликовал исследование «Система осады Масады римлянами: трехмерный компьютерный анализ конфликтного ландшафта», опубликованное 31 августа в Journal of Roman Archaeology (Cambridge University Press).

В статье представлено первое тщательное исследование хорошо сохранившихся римских каменных укреплений и лагерей вокруг Масады, основанное на высокотехнологичных методологиях съемки и анализа.

Сопоставив объем и конструкцию римских укреплений с тщательно выполненными расчетами человеческой нагрузки, исследователи установили, что римляне построили осадные укрепления вокруг Масады всего за 11-16 дней и вскоре после этого смогли захватить крепость.

«Основываясь на наших находках, мы утверждаем, что осада Масады римлянами длилась не более нескольких недель. Как это делали империи на протяжении всей истории, римляне пришли, увидели и завоевали, быстро и жестоко подавив восстание в этом отдаленном месте», — говорит Штибель.

«Мы знаем, что римских солдат было 6-8 тысяч. И у нас есть данные, показывающие, сколько камней молодые солдаты могут переместить за день», — пояснил Штибель. Он отметил, что информация о численности солдат была получена из таких источников, как римские инженерные отчеты с описанием проектов строительства и исследования армии США времен Второй мировой войны, в которых новобранцев заставляли поднимать и передвигать камни, чтобы измерить их физическую подготовку.

masada-siege.jpg

График, показывающий римские укрепления вокруг Масады

«Данные очень четкие. Для завершения успешной осады потребовалось совсем немного времени», — сказал он.

Штибель объяснил, что, хотя продолжавшаяся якобы три года осада стала частью общепризнанного нарратива о Масаде, этот срок был предложен историками только в 1960-х годах, исходя из предположения, что после разрушения Иерусалима в 70 году н.э. оставшиеся повстанцы бежали прямо к Масаде, преследуемые римлянами, и были уничтожены в 73 году н.э.

Очень важно, что Иосиф Флавий, чьи труды являются основным источником информации о Масаде и еврейском восстании, не приводит точного срока продолжительности осады, говорит Штибель.

Другим важным аргументом в пользу короткой осады являются археологические находки вокруг римского лагеря, в которых нет ни одного свидетельства длительного пребывания римских солдат, сказал он.

Если бы они стояли там годами, там были бы обширные мусорные кучи, остатки пищи и животных, выброшенные артефакты, могилы и другие признаки, подобные тем, что встречаются в других долгосрочных римских лагерях, но их нет, «и это ясно показывает нам, что этот эпизод был коротким».

Масада расположена в глубине пустыне, ближайшим источником воды для нее является Эйн-Геди, расположенный в полудневном марше. Это также подтверждает теорию о том, что осада была «значительно короче», чем принято считать, говорит Штибель.

masada.jpg

Туристы в Масаде, 11 июля 2019 г. (Amanda Borschel-Dan/Times of Israel)

Модус операнди римской армии был таков: «Мы пришли, мы увидели, мы завоевали». Именно так работают имперские армии. Империя заинтересована в том, чтобы действовать как можно быстрее. Если посылаешь тысячи солдат, нужно снабжать их и их животных», — сказал он.

Иосиф называл еврейских повстанцев Масады «сикариями», но «сикарии» означает «грабители». Мы привыкли называть их «фанатиками», но там собралось много разных людей.

По словам Штибеля, вместо группы зелотов (еврейских религиозных фанатиков) и военных повстанцев, там собрались беженцы, скрывавшиеся от римлян.

Евреи в Масаде не представляли собой обученный и оснащенный гарнизон, о чем свидетельствует характер римских укреплений, которые явно не предназначались для защиты солдат от вылазок или других атак из крепости, показало исследование.

Доминирующей группой в Масаде действительно были «разбойники», которые, как отмечает Иосиф Флавий, через некоторое время после разрушения Иерусалима спустились из крепости в Эйн-Геди, убив сотни еврейских работников бальзамической плантации (евреев) и нарушив производство драгоценного благовония. Это был эффективный набег, призванный нанести ущерб римским интересам в регионе.

5.-Dr.-Guy-Stiebel.jpeg
Гай Штибель

Бальзам, получаемый из сока некоторых деревьев, «был предметом роскоши, как современные духи. И на него был большой спрос. Бальзам был настоящим драгоценным товаром в древнем мире, и плантация Эйн-Геди привлекала таких исторических личностей, как Александр Македонский и Клеопатра.

«Нанеся ущерб производству бальзама, они повлияли на финансы империи... Мы знаем, что восстание произошло в период слабости Римской империи. Им нужны были деньги. И, похоже, [набег] перешел красную черту для римлян», — говорит Штибель, поэтому они послали своих солдат, чтобы уничтожить виновных.

По словам Штибеля, римляне стремились не просто так уничтожить последний очаг еврейского сопротивления, «одной из главных причин была экономическая. Мы должны спросить, что случилось вдруг, через три года после падения Иерусалима, чтобы они вдруг вспомнили о Масаде?»

1.-Masada-National-Park.jpeg

Национальный парк «Масада» (Omer Ze’evi-Berger/TAU)

Когда результаты исследования были обнародованы на прошлой неделе, в израильских социальных сетях и на новостных сайтах появились сотни «интересных откликов».

«Нарратив о Масаде, Великом еврейском восстании, осаде и трагическом конце, изложенный Иосифом Флавием, стал частью израильского самосознания и сионистской этики... Продолжительность осады — важный элемент этого нарратива, предполагающий, что мощная римская армия с огромным трудом взяла крепость и сокрушила ее защитников», — отметил он в подготовленном заявлении об исследовании.

Кто-то придет к выводу, что исследование перечеркивает культовую историю Масады и принижает нарратив о том, как евреи в течение длительного срока сопротивлялись римлянам. «Существует множество политических и личных реакций», — сказал он.

Новое исследование Масады «не меняет автоматически» основные аспекты истории Масады, подчеркнул он, просто представляет новую научную информацию, которая углубляет историческое понимание. Кроме того, результаты исследования согласуются с другими исследованиями «последних 20 лет», которые ставят под сомнение продолжительность осады.

F180724YS26.jpeg

Туристы осматривают гору Масада, 19 июля 2018 г. (Yonatan Sindel/Flash90)

Целый ряд историков на протяжении многих лет также ставил под сомнение рассказ Иосифа Флавия о том, что все иудеи покончили жизнь самоубийством, а не были захвачены римлянами, что является еще одним глубоко символичным аспектом повествования о Масаде. Однако Штибель и его группа не занимались именно этим вопросом.

«Интересно, насколько близко к сердцу люди это принимают. Эти события произошли 2000 лет назад! — сказал Штибель. — Масада - это своего рода зеркало израильского общества: то, как мы смотрим на Масаду, показывает многие политические и социальные изменения, которые претерпело общество».

Похожие статьи