Представитель премьер-министра Израиля Эли Фельдштейн подозревается в утечке информации, которая могла воспрепятствовать освобождению заложников из плена террористов ХАМАС, пишет Times of Israel. Скандал разразился после арестов нескольких подозреваемых 1 ноября.
В воскресенье суд частично отменил запрет на разглашение информации по делу о предполагаемой утечке секретной информации сотрудником аппарата премьер-министра Биньямина Нетаньяху, раскрыв имя главного подозреваемого и ряд других подробностей.
Эли Фельдштейн, пресс-секретарь канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаньяху, является главным подозреваемым в расследовании, начатом в конце октября 2024 года по факту предполагаемого незаконного доступа и утечки секретных разведывательных материалов.
Бывший помощник Бен Гвира и представитель Армии обороны Израиля тесно сотрудничал с канцелярией премьер-министра, несмотря на отсутствие допуска к секретной информации, личности еще трех подозреваемых пока держатся в секрете. Суд лишь сообщил, что все они связаны с оборонным ведомством.
Фельдштейн обвиняется в разглашении европейским СМИ совершенно секретной информации, имеющей отношение к национальной безопасности, говорится в постановлении суда, опубликованном главой мирового суда Ришон ле-Циона Менахемом Мизрахи.
«Расследование началось после того, как в Шин Бет и Армии обороны Израиля возникли серьезные подозрения — в том числе в результате публикаций в СМИ — что секретная и конфиденциальная разведывательная информация была украдена у Армии обороны Израиля и незаконно передана третьей стороне, что вызвало опасения относительно серьезного ущерба национальной безопасности и опасности для источников информации», — говорится в материалах суда. «В результате мог быть нанесен ущерб способности органов обороны достичь цели освобождения заложников, содержавшихся в Газе».
В последние дни Нетаньяху пытался дистанцироваться от этого дела, отрицая, что кто-либо из сотрудников его офиса арестован или находится под следствием, отмахиваясь от критиков, утверждающих, что утечки политически выгодны для премьера. В результате, пишет издание, премьер преуменьшил значение этого дела и публично призвал к отмене запрета на разглашение информации.
Однако, по данным многочисленных источников, Фельдштейн в течение последнего года фактически исполнял обязанности сотрудника канцелярии премьер-министра, за исключением номинальной должности, и часто находился в близком окружении Нетаньяху. На различных фотографиях за последний год его нередко можно увидеть рядом с премьер-министром. Kan отмечает, что технически Фельдштейн работал на генерального директора канцелярии премьер-министра, а не на сам офис, поскольку не прошел тест на полиграфе, и не получил необходимый для работы в этом учреждении уровень допуска секретности. Тем не менее, все это время он находился в тесном контакте с премьер-министром.
Далее случился, собственно, сам скандал. Информация стала доступна европейским СМИ. Утекшие из канцелярии секретные документы легли в основу получившей широкую известность статьи в лондонской газете Jewish Chronicle (которая впоследствии была удалена), в которой говорилось, что ХАМАС планировал вывезти заложников из Газы через Египет, а также статьи в немецкой газете Bild, в которой говорилось, что ХАМАС затягивает переговоры об освобождении заложников в ходе ведения психологической войны против Израиля.
Израильские СМИ и другие наблюдатели выразили скептицизм по поводу этих статей, которые, по-видимому, укрепили позицию Нетаньяху в переговорах по освобождению заложников и прекращению огня и сняли с него вину за их провал. Пара сообщений о стратегии ХАМАСа были почти идентичны тезисам, высказанным Нетаньяху в интервью, заявлениях на заседаниях кабинета министров и пресс-конференциях незадолго до и после появления статей в начале сентября, включая утверждение о том, что Синвар пытался вывезти израильских заложников из Газы через Филадельфийский коридор, который отделяет сектор от Египта.
Дело впервые стало достоянием общественности в пятницу, после того как Фельдштейн был арестован в ходе утреннего полицейского рейда 27 октября. Он был оставлен под стражей как минимум до вторника, когда запланировано еще одно слушание. Остальные трое подозреваемых также арестованы.
Издание Ynet сообщило, что следователи изучают четыре отдельных вопроса в деле: утечка совершенно секретных документов; предоставление советнику без допуска к секретной информации доступа на встречи и в помещения, которые должны были быть для него закрыты; халатность при обращении с секретными документами; и использование документов для влияния на общественное мнение по сделке с заложниками.
По данным Ynet со ссылкой на чиновника, знакомого с подробностями расследования, некоторым подозреваемым в случае их виновности может грозить до 15 лет тюрьмы.
Кто такой Эли Фельдштейн?
32-летний Фельдштейн родом из ультраортодоксальной семьи, вырос в Бней-Браке. Он учился в ешиве «Ор Исраэль» в Петах-Тикве по программе хесдер, которая сочетает изучение Торы и военную службу, вступил в ряды Армии обороны Израиля в 2014 году.
Во время службы был офицером в подразделении военного представителя, выступая в качестве представителя религиозного батальона «Нецах Иегуда» и армейского подразделения Западного берега. В какой-то момент он был офицером по операциям в подразделении пресс-секретаря Армии обороны Израиля, и был отмечен как первый ортодоксальный еврей на этом посту.
После увольнения из армии Фельдштейн некоторое время работал пресс-секретарем главы «Оцма Иегудит» Итамара Бен-Гвира, который сейчас является министром национальной безопасности. Согласно сообщениям еврейских СМИ, он работал пресс-секретарем Нетаньяху вскоре после вторжения ХАМАС и резни на юге Израиля в октябре 2023 года, и был принят на работу, несмотря на то, что не прошел проверку безопасности «Шин Бет».
В субботу премьер-министр не опроверг обвинения в утечке документов, но попытался дистанцировать самого премьера от этого эпизода. Он утверждал, что пресс-секретарь, теперь известный как Фельдштейн, «никогда не участвовал в обсуждениях по вопросам безопасности, не получал секретной информации и не принимал участия в секретных визитах».
«Опубликованный документ никогда не поступал в канцелярию премьер-министра из Управления военной разведки ЦАХАЛа, а премьер-министр узнал о нем из СМИ», — заявил премьер-министр, очевидно, имея в виду документ, цитируемый Bild.
6 сентября немецкая газета Bild опубликовала отчет, в котором цитировался документ, захваченный в Газе, указывающий на то, что главной заботой ХАМАС в переговорах о прекращении огня с Израилем было восстановление его военного потенциала, а не облегчение страданий гражданского населения Газы. Bild заявила, что получила документ от весны 2024 года исключительно, не предоставив дополнительных подробностей. Она сообщила, что документ был найден на компьютере в Газе, который принадлежал ныне убитому лидеру ХАМАС Яхье Синвару.
В то время Армия обороны Израиля начала собственное расследование утечки информации и заявила, что документ был найден в Газе примерно пятью месяцами ранее и не был написан Синваром, а представлял собой рекомендательный документ, составленный офицером ХАМАС среднего звена.
Премьер-министр назвал «смехотворным» утверждение о том, что сочувственная статья в Bild «нанесла какой-либо ущерб переговорам об освобождении заложников или безопасности Израиля».
Что касается разоблаченной статьи Jewish Chronicle от 5 сентября под заголовком «Тайный план Синвара по «контрабанде заложников в Иран»», в которой утверждалось, что в секторе Газа был обнаружен документ, доказывающий, что Синвар планировал вывезти себя и часть заложников из Газы в Иран, то в ЦАХАЛе заявили, что на тот момент им не было известно о существовании такого документа.
В середине сентября издание Jewish Chronicle объявило, что уволило автора этой и других статей из-за сомнений в их правдивости и удалила эти материалы со своего сайта.
Ситуация вокруг утечки незамедлительно вызвала яростную критику политических оппонентов Нетаньяху. В ответ на отмену запрета на разглашение информации по этому делу лидер оппозиции Яир Лапид заявил, что Нетаньяху либо слишком некомпетентен, чтобы руководить Израилем в военное время, либо «замешан в одном из самых серьезных преступлений против безопасности».
«Защита Нетаньяху заключается в том, что он не имеет никакого влияния или контроля над органами, которыми он руководит. Если это правда, он не имеет права, он не имеет квалификации, чтобы руководить государством Израиль в самой тяжелой войне в его истории», — заявил Лапид, призвав к расследованию, включающему расследование того, отдавал ли Нетаньяху приказ об утечках.
И «если он не знал, что его близкие помощники крали документы, использовали разведданые ЦАХАЛа, подделывали документы, раскрывали источники разведки и передавали секретные документы иностранным газетам, чтобы остановить сделку о заложниках, то что он тогда вообще знает?» — задался вопросом Лапид.
Лидер партии «Национальное единство» Бени Ганц, бывший член военного кабинета, в свою очередь заявил, что это дело является доказательством его предыдущих заявлений о том, что политические цели вредят сфере безопасности.
«Вопреки впечатлению, которое они пытаются создать в канцелярии премьер-министра, это не подозрение об утечке, а подозрение в использовании государственных секретов в политических целях», — сказал он, выступая вместе с Лапидом. «Если конфиденциальная информация о безопасности украдена и становится инструментом в политической кампании по выживанию, это не только уголовное, но и национальное преступление».