|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Кто атаковал израильтян в Амстердаме? Голландские политики боятся произнести правду

Кто атаковал израильтян в Амстердаме? Голландские политики боятся произнести правду
Полиция сопровождает израильских болельщиков к станции метро около стадиона «Аякс», после того как антиизраильские протестующие провели там марш, 7 ноября 2024 г. Фото: AP Photo InterVision

Поскольку споры по поводу упоминания религии и этнической принадлежности десятков людей, в основном молодых, которые напали на футбольных фанатов тель-авивского «Маккаби» в Амстердаме 7 ноября, сотрясают нацию и даже угрожают распадом правящей коалиции, за последние несколько дней состоялись две политические дискуссии на эту тему. 

Первые дебаты, в которых доминировали левые партии, состоялись во вторник в городском совете Амстердама. Вторые состоялись на следующий день во Второй палате Генеральных Штатов, главной в национальном парламенте, заседающем в Гааге. В амстердамской ратуше (получившей название «Стопера», поскольку она одновременно является оперным театром) с помощью левоцентристских, ультралевых и исламистских партий мэр Фемке Халсема легко преодолела вотум недоверия, вынесенный по требованию правой оппозиционной партии JA21 (Juiste Antwoord21, что переводится: «Верный ответ-21»).

В ходе этих дебатов религиозное и этническое происхождение молодых людей, напавших на израильских болельщиков на улицах голландской столицы, было упомянуто лишь немногими правыми и центристами. Однако часто упоминались геноцид в Газе и исламофобия как причины беспорядков в столице, хотя до, во время и после терактов в Амстердаме ни один мусульманин не подвергался нападкам. Израильские официальные лица заявили, что 10 человек получили ранения в результате нападения местных хулиганов арабского происхождения на болельщиков тель-авивского «Маккаби» 7 ноября. Еще сотни израильтян на несколько часов заперлись в своих отелях, опасаясь, что на них могут напасть. Многие говорили, что голландских сил безопасности нигде не было видно, поскольку израильские туристы попали в засаду, устроенную бандами нападавших в масках, которые выкрикивали пропалестинские и антиизраильские лозунги.

AFP__20241112__36M63RB__v6__HighRes__NetherlandsIsraelPalestinianFblClashesUnrest.jpg

Мэр Амстердама Фемке Халсема собирается выступить на экстренном заседании городского совета Амстердама 12 ноября (Nick Gammon / AFP)

Один из членов совета, Нилад Ахмади из крайне левой и антисионистской партии Vonk (что означает «Искра»), возложил вину за насилие на израильскую разведку «Моссад».

В целом, несмотря на то что некоторые члены совета предостерегали от открытого антисемитизма и выражали опасения за судьбу голландских евреев, вина была полностью переложена на так называемых «хулиганов» из числа болельщиков тель-авивского «Маккаби». Это вписывается в картину, которую в последние несколько дней рисовали крупнейшие газеты и телеканалы страны, а также соответствует высказываниям начальника полиции Амстердама Петера Холлы.

В предварительной полицейской сводке также много говорится о «провокациях» сторонников «Маккаби» — в частности, о снятии палестинского флага с фасада одного из домов в центре Амстердама и скандировании расистских лозунгов, включая «Fuck the Arabs», по дороге на игру против местного клуба «Аякс».

После массовой резни на юге Израиля 7 октября 2023 года под руководством ХАМАСа и последующего конфликта в Газе осквернение израильских флагов на акциях протеста стало обычным явлением в столице Нидерландов.

Акцент на провокациях, разжигании ненависти и насилии с израильской стороны резко контрастирует с первоначальными сообщениями мэра и местных правоохранительных органов. В них вина возлагалась на тех, кого называли «молодыми людьми на скутерах» и «таксистами», совершавшими «наезды» на отдельных людей или небольшие группы болельщиков «Маккаби».

Эти термины широко рассматриваются как эвфемизмы, позволяющие избежать упоминания этнического или религиозного происхождения виновных в насилии, а также масштабов и организации того, что многие представители еврейской общины Нидерландов окрестили «погромом».

«Я не думаю, что вид транспорта или профессия являются определяющими аспектами этих групп, — сказал Times of Israel Кевин Крёгер, член совета JA21. — За нападениями явно стоял исламистский мотив».

AP24316775041389.jpg

Полицейский спецназ патрулирует улицы Амстердама, 11 ноября (AP Photo)

Крёгер посетовал на нежелание называть имена нападавших по их происхождению и мотивам, которые он охарактеризовал как «ненависть к евреям, движимая исламизмом».

«Все видели видео, слышали, как нападавшие говорят по-арабски. Как будто они — группа, которую мы должны жалеть и защищать», — сказал Крёгер.

Тем временем в Гааге

Дебаты в голландском парламенте были сосредоточены на росте антисемитизма среди многочисленного мусульманского меньшинства страны и радикальных левых, в то время как прогрессивные партии обвиняли «крайне правых» в насилии, сотрясающем столицу.

Дилан Йешильгёз, лидер правоцентристской Народной партии за свободу и демократию, привносит уникальный взгляд на события в Амстердаме. Она занимала пост министра юстиции и безопасности в предыдущем правительстве Марке Рютте, боролась с антисемитизмом в качестве члена парламента.

Йешильгёз родилась в Анкаре в семье этнических курдов. Как и Крёгер, она заметила тенденцию среди левых партий избегать упоминания об этническом или религиозном происхождении нападавших 7 ноября: «Мало того, что еврейские учреждения, такие как школы и синагоги, нуждаются в защите, но теперь молодые люди требуют предъявить личные документы, чтобы проверить, не с евреями ли или, не дай бог, изпаильтянами они имеют дело. Если это подтверждается — их избивают. Это позор для Амстердама и пример плохой интеграции мигрантов в голландское общество. Нападавшие, вероятно, были марокканского происхождения, и полиция проводит расследование».

По словам Йешильгёз, подобные попытки запутаться в вопросах идентичности не давали ей покоя на протяжении всей ее карьеры: «Я могу свободно говорить об антисемитизме среди крайне левых и правых, но как только я упоминаю ислам в качестве мотива, все замирают и начинают говорить об исключении и исламофобии, — сказала Йешильгёз. — Но как вы можете бороться с проблемой, если вам не разрешают о ней говорить?»

Screenshot-2024-11-08-093848.jpg

Насилие на улицах Амстердама, 8 ноября

Уроженка Марокко Нора Ачахбар покинула в пятницу пост статс-секретаря Министерства финансов в знак протеста против того, что некоторые министры обвинили голландскую молодежь марокканского происхождения в нападении на израильских болельщиков, сообщило местное СМИ NOS со ссылкой на источники, присутствовавшие на заседании кабинета министров. «Ачахбар, как сообщается, заявила, что у нее, как у министра, есть возражения против некоторых формулировок, используемых ее коллегами», — утверждает NOS.

Новое правоцентристское правительство Нидерландов, однако, объявило, что хочет рассматривать насильственные антисемитские нападения как терроризм, что по голландским законам позволяет лишать виновных голландского гражданства, если у них есть паспорт другой страны. Это может быть актуальным для многочисленных марокканских иммигрантов в стране и даже для их детей и внуков.

Колеса правосудия начинают вращаться

Во вторник вечером по голландскому телевидению впервые были показаны фотографии пяти молодых людей, «совершивших наиболее серьезные насильственные действия» во время терактов, хотя их лица были размыты.

Двое были впоследствии взяты под стражу, а фотографии остальных трех были обнародованы полицией без размытия.

Голландская полиция заявила в воскресенье, что в связи с нападениями она проверяет 45 человек на предмет совершения насильственных действий, девять из них уже опознаны и арестованы.

Уже вскоре после нападений стало ясно, что их подстрекательство было в значительной степени преднамеренным, поскольку сообщения в нескольких группах WhatsApp, связанных с нападавшими, подстрекали к насилию, даже описывали «охоту на евреев».

Еще до 7 ноября уличные банды, состоящие в основном из марокканских иммигрантов в третьем поколении, были известны тем, что совершали акты насилия против полиции, членов ЛГБТК-сообщества и иногда тех, кого в Нидерландах называют «видимыми евреями». Поскольку ультраортодоксальных евреев в Нидерландах немного, словесное и физическое насилие часто направлено против раввинов, которых можно распознать как евреев по одежде.

AP24070514451235.jpg

Дилан Йешильгёз на церемонии открытия нового Музея Холокоста в Амстердаме, март 2024 г. ((Patrick van Emst/Pool Photo via AP)

В отличие от исламистов, осуществлявших террор в начале века (наиболее печально известен Мухаммед Буйери, убийца критика ислама Тео ван Гога), нынешние уличные банды, как правило, не имеют политического образования и не отличаются особой религиозностью. Предварительные расследования не указывают на причастность иностранцев к насилию, и не ожидается, что расследование обнаружит сложный уровень организации или финансирования нападений.

Однако продолжающаяся война в Газе, скорее всего, только усилила антисемитизм, который, согласно нескольким исследовательским проектам, гораздо чаще встречается в мусульманских семьях, чем в других религиозных и этнических группах Нидерландов.

Многие марокканские семьи получают новости о конфликте между Израилем и ХАМАСом через спутниковые телеканалы Северной Африки и Ближнего Востока. Учителям в крупных городах Нидерландов часто бывает трудно нейтрально говорить о войнах в Газе и Ливане со своими учениками-мусульманами, которые в некоторых районах Амстердама составляют большинство в классе.

Несмотря на то, что в этом городе жила Анны Франк, учителя истории часто оказываются не в состоянии вести уроки о Холокосте из-за расистской, а иногда и агрессивной реакции своих учеников.

Местные евреи следующие?

Давид Беземер, председатель «Маккаби» в Нидерландах и Европе, говорит, что голландские евреи «серьезно обеспокоены» тем, что могут оказаться следующей мишенью.

GcgMHCbbEAA1L6E.jpg

Подозреваемые в участии в антиизраильских атаках

«Теперь, когда в Амстердаме нет израильтян, на которых можно охотиться, что остановит эту орду от похода на Буйтенвельдерт?» — спросил он, имея в виду богатый амстердамский пригород, где проживает немало евреев.

Беземер принадлежит к числу лидеров общины, которые в ночь с 7 на 8 ноября организовали «спасательные миссии», чтобы эвакуировать застрявших израильтян из центра города и доставить их в безопасные места и в аэропорт, где их репатриировали на самолетах, специально присланных из Израиля.

«Каждый день к нам обращаются напуганные члены общины, которым кажется, что они живут в кошмаре, — говорит Беземер. — Лидеры общины пытаются сохранять мужественное лицо, но давление на голландских евреев огромно. На следующий день после “охоты” продолжались марши ненависти, проверки документов и нападения, похожие на гестаповские».

WhatsApp-Image-2024-05-09-at-18.06.30_e7b0d60f.jpg

Антиизраильские активисты орудуют деревянными досками перед тем, как ударить ими студентов в Амстердамском университете, 6 мая 2024 г.

Уже в среду на прошлой неделе голландская полиция задержала 281 антиизраильскую и пропалестинскую демонстрацию в центре Амстердама вопреки запрету, введенному после насилия над израильскими футбольными фанатами. Десятки демонстрантов, некоторые с палестинскими флагами, скандировали «Амстердам говорит „нет“ геноциду» и «Свободная Палестина».

«Это позор, что город Анны Франк попал в мировые заголовки новостей из-за жестокого антисемитизма, а приоритетом городского совета, похоже, является обвинение израильтян или правительства в Гааге. Черт возьми, я жительница Амстердама. Покажите мне, что вы можете и хотите гарантировать мою безопасность. Покажите хотя бы, что вам не все равно», — говорит Йешильгёз.


Похожие статьи