105 лет тому назад, 19 ноября 1919 года у четы тосканских евреев в городе Пиза родился четвёртый сын, получивший имя Джильберто. Семья Понтекорво была известна далеко за пределами Италии.
Отец мальчика, Массимо, вместе с братьями владел и управлял сетью текстильных фабрик. Детей в семье было много: старшие братья Бруно, Гвидо, Паоло и сёстры Джулиана, Лаура и Анна.
С детства любимца семьи, невысокого, ладно скроенного, голубоглазого мальчугана никто не звал полным именем:
— Джилло, Джилло! Куда ты подевался? — радостно гомонила детвора, — Джилло, бежим с нами!
Вот так, под смех, шутки, песни и семейные застолья дети Понтекорво добежали до эпохи Муссолини, чёрных рубашек и расовых законов.
Окончив школу, Джилло поступил в пизанский университет на химфак, но отучился там лишь два семестра. В университете, помимо химии, он изучал идеи левого революционного движения, общаясь с однокурсниками и оппозиционными Дуче профессорами. В 1938 году ему пришлось, бросив учёбу, бежать в Париж вместе с братом Бруно. Французская столица очаровала Джилло своей бурной культурной жизнью. Он познакомился с Пабло Пикассо, Игорем Стравинским и Сартром. Отпрыск одной из богатейших семей Италии зарабатывал на хлеб уроками тенниса и печатал статьи в местных «левых» газетах.
Париж открыл для Джилло мир кинематографа. Юношу взял к себе ассистентом признанный мастер документального кино политической направленности Йорис Ивенс. Потом Понтекорво повезло оказаться под началом знаменитого впоследствии мастера жанра нуар Ива Аллегре.
3 сентября 1939 года Франция вступила в войну с фашистской Германией. Вот только война оказалась «странной»: имея превосходство в бронетехнике и авиации, французские дивизии стояли на линии Можино до мая 1940 года. А затем гитлеровцы обошли укрепления из захваченной Бельгии, и ударили вглубь Франции. Фронт рухнул в одночасье. Братья Понтекорво едва успели спастись: добрались на велосипедах до Тулузы. Ехали налегке, взяв лишь самое необходимое. Там дороги братьев разошлись. Старший решил эмигрировать в США, а младший пробрался на север Италии. Он связался с подпольем и стал печататься в нелегальной газете. В 1941 году Джилло вступил в коммунистическую партию. Он организовывал работу партизан Пьемонта и Ломбардии, возглавлял подпольщиков в Милане. Понтекорво знали среди бойцов сопротивления под псевдонимом «Варавва».
По окончании Второй мировой войны Джилло опять обратился к кинематографу. Он сыграл роль рабочего в фильме Альдо Вергано «Солнце восходит вновь».
В 1948 году Джилло сменил на посту главного редактора коммунистического журнала знаменитого поэта и критика Альфонсо Гатто. Джилло влекла публицистика. (Он оставил пост редактора лишь в 1956 года: вышел из компартии после венгерских событий). Но голос кино звучал сильнее. Понтекорво восхитил фильм Роберто Росселлини «Земляк»: несколько новелл об отношениях людей разных культур, встретившихся благодаря превратностям войны. Начинающий режиссёр достал 16 мм камеру и на неё снял серию документальных фильмов, таких как «Миссия 'Тимирязева'» о советской помощи при наводнении в Италии, и картина о жизни шахтёров «Хлеб и сера», получившая награду как лучшая документальная лента года.
В 1957-м Джилло снял свой первый художественный фильм — «Большая голубая дорога». В этой пронзительной драме Понтекорво участвовал и как сценарист. Главные роли в картине о жизни итальянских рыбаков сыграли Ив Монтан и Алида Валли. Картина удостоилась награды международного фестиваля в Карловых Варах.
Следующий фильм, «Капо», Понтекорво снял в 1959 году. Это — одна из первых в мире кинодрам, посвящённых неудобной теме Холокоста. Она была номинирована на премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Однако самой выдающейся работой Джилло кинокритики считают ленту 1966 года «Битва за Алжир», посвящённую борьбе за независимость французской колонии. Одну из главных ролей — самого себя — сыграл входивший в руководство Фронта Национального Освобождения актёр Саади Ясеф.
Джилло применил метод «документальной реконструкции»: события воссозданы так, словно зритель смотрит документальные кадры. Для ощущения достоверности режиссёр пригласил на роли простых алжирцев, а не актёров. К работе готовились два года. Джилло отсмотрел тысячи документов, фотографий и плёнок, дорабатывая сценарий. На венецианском фестивале картине присудили высшую награду — «Золотого льва». Фильм немедленно запретили к показу во Франции как «красную пропаганду».
Через три года Понтекорво выпустил фильм «Кеймада», где через историю XIX века показал пути, которыми в современном мире неоколониализм меняет порядок в странах «третьего мира» в интересах больших корпораций. Главная роль досталась голливудской звезде: Марлон Брандо блистательно изобразил агента торговой компании Уильяма Уолкера. Картина получила национальную премию «Давид ди Донателло» за лучшую режиссуру.
Такой же награды удостоился последний «большой» фильм Понтекорво — «Операция 'Чудовище'», повествующий о попытке покушении баскских сепаратистов на желавшего сохранить в Испании режим Каудильо Франко нового премьера государства Луиса Карреро Бланко.
До начала 90-ых Джилло снимал документальные фильмы, иногда брался за коммерческую рекламу. Три года он был директором Венецианского кинофестиваля.
Мастер политической картины скончался 12 октября 2006 года в Риме.
В одном из интервью на вопрос о столь небольшом числе снятых картин сеньор Понтекорво ответил:
— Я отказался от многих предложений. Чтобы снимать, мне необходимо полностью влюбиться в идею! Тогда я могу всё! Пока я больше захватывающих идей не встретил…
P.S.
Погибший в Дахау Энцо Серени, политический и общественный деятель Эрец-Исраэль, приходился Джилло Понтекорво дядей.
Старший брат Бруно Понтекорво, физик-ядерщик, опасаясь ареста из-за своих марксистских убеждений, бежал в 1950 году с семьёй в СССР и всю жизнь проработал в институте ядерных исследований в Дубне.
Фильм «Битва за Алжир» использовался американскими спецслужбами как наглядный пример ведения городской войны при подготовке «арабской весны».
Фильм «Операция ‘ Чудовище’» основан на реальных событиях. Луис Карреро Бланко был известен в народе как «El Ogro» — «Великан-людоед».