Новая выставка показывает, насколько погружены были евреи в жизнь Египта после эпохи фараонов, пишет Франсен Вольфиц.
Древний экземпляр Танаха – красиво украшенный позолотой и красным цветом, располагается рядом с Синайским Кодексом – одним из старейших в мире сохранившихся экземпляров христианской Библии, и копией Корана 8 века.
Коробочка из слоновой кости с изображением пророка Даниила с поднятыми в молитве руками, в окружении львов. Египет 5 век. Фото: Попечительство Британского музея
Через коридор можно увидеть видео на котором сменяются египетские силуэты с древнейшими синагогами, христианскими храмами, и мечетями.
Та же выставляются магические амулеты с изображениями римских, еврейских, христианских и даже языческих божеств. Нет сомнений в том что владельцы хотели окружить себя «божественной защитой» со всех сторон.
Добро пожаловать во времена Египта после завершения династий фараонов – когда три основные религии Иудаизм, Христианство и Ислам жили бок о бок – порой в мире, порой во вражде.
В центре внимания новой выставки представленной на прошлой неделе Британским Музеем – Вероисповедания в Египте после династий фараонов – исследование взаимоотношений между тремя монотеистическими сообществами на протяжении 1200 лет, от смерти Клеопатры и Марка Антония в 30 до н.э. и до конца правления исламской династии Фатимидов в 1171 н.э.
Первая Библия Гастера
Выставка показывает около 200 объектов, некоторые из которых были взяты на время из Британской библиотеки и Государственного музея Берлина – которые обеспечивают увлекательное знакомство с космополитичным сообществом Египта – в частности, небольшой, но влиятельной еврейской общиной.
От амулетов и статуй до декоративных коробочек и древних писем на папирусе – из всего этого историки смогли воссоздать еврейскую жизнь в Египте.
Куратор – Элизабет О'Коннелл рассказывает:
«Еще историки того времени поведали нам о том что еврейское сообщество было раздроблено и почти уничтожено восстаниями первого и второго веков. Но лишь благодаря сухому египетскому климату, в настоящее время у нас имеется много доказательств того, что еврейский народ арендовал жилье, женился и выходил замуж, и вел дела в повседневной жизни. Есть лишь видимость отсутствия доказательств присутствия евреев в Египте из других источников. Но на самом деле все как раз так и есть. Евреи там были.»
В знак подавления еврейского восстания при Траяне
Среди представленных экспонатов – письмо датируемое 291 годом н.э. которое повествует о том, как сообщество одной синагоги сообща собрало средства и купило свободу для 40-летней рабыни еврейки по имени Парамона и ее детей за огромную сумму в 14 талантов серебра. «Без этого письма история Парамоны была бы потеряна для истории,» – отмечает О'Коннелл.
«Нет особых причин по которым нам следует что либо знать об этой женщине, но зато этот документ показывает наличие очень сплоченной общины – даже в годы следовавшие за восстаниями диаспоры в Египте.»
Путешествуя по выставке, появляются все более увлекательные доказательства влияния еврейской общины на Египет. Стела – греческой надписью подтверждающая, что синагога будет находиться под защитой Птолемея VIII, а позже, с добавлением на латыни – Клеопатрой и её сыном.
Еще одно письмо повествует о том как две женщины, указанные как христианские монахини, сдали свое жилье еврею – «Неоднозначный экспонат» – как говорит О'Коннелл – «поднимающий вопросы не только об отношениях между христианами и евреями, но и о статусе женщин в религии».
Другой папирус содержит записи о том, как в условиях роста насилия в отношении общины из Александрии – император Клавдий заново утвердил статус евреев, и приказал александрийцам не препятствовать еврейским обычаям и поклонению.
Из более необычных экспонатов, имеется выписка из магической библиотеки Фив (200-225 н.э.), которая включает в себя заклинания для предсказания будущего, исцеления от лихорадки, вызова безумия или же страсти, с призывами к именам греческих, египетских, месопотамских, персидских, и еврейских божеств и высших сил.
Но, пожалуй самые выдающиеся экспонаты представлены в самом завершении выставки – которая посвящена удивительной истории сохранения около 200 тысяч текстов в генизе (ритуальной «усыпальнице» для свитков) синагоги Бен Эзра в Каире.
Привезенные в Англию Соломоном Шехтером в 1896 году, материалы датируемые от 870 н.э. до 1880 г н.э. хранились в кладовой для ритуального погребения свитков (генизе), но по какой то неизвестной причине документы не были уничтожены.
Среди них есть и рукописный черновой лист из Мишны, написанный самим Маймонидом.
«Документ должен был быть утилизирован – но этого не произошло», – обясняет О'Коннелл.
«В результате у нас теперь есть доступ к архиву Маймонида, включая документы которые он выбрасывал. Это было самой удивительной и неожиданной находкой.»
Выставка «Египет – Верования после фараонов» – продлится до 7 февраля в Британском Музее на улице Грейт Расселл в Лондоне.
Подробнее по телефону 020 7323 8181 или на сайте www.britishmuseum.org