III конгресс народов Приморского края – 2015 объединил сотни людей разных конфессий и этнических групп.
В многонациональной России сегодня бок о бок живут 180 народов и этносов. Исторически так сложилось, что полторы сотни из них проживают в Приморье. Таким этническим и конфессиональным разнообразием вряд ли может похвастаться еще какой-нибудь регион России. Вот белорусы танцуют под узбекские национальные мотивы.
Здесь в Приморье перспективы развития видит и рав Шимон Варакин.
Раввин представил макет синагоги, которая станет центром еврейской общины во Владивостоке. Завершить реконструкцию здания планируется к концу года.
Раввин Шимон Варакин: «В первую очередь, заслуга нашего правительства, которое идет навстречу всем конфессиям, диаспорам, ну, и в том числе, евреям. Соответственно, все условия есть, если есть желание, то все реально».
Как и еврейская, азербайджанская диаспора насчитывает пятнадцать тысяч. Её актив — примерно восемь тысяч человек, сегодня составляют общественную организацию. Рамиз Зейналов рассказал, что для соотечественников на Дальнем Востоке уже 15 лет выпускается газета «Азербайджан в Приморье», в ней рассказывают о родном Баку, освещают важные для диаспоры события.
Рамиз Зейналов, председатель общественной организации приморской азербайджанской диаспоры «Достлуг» («Дружба»): «Я сам приехал на два месяца, а вот, видите, уже более 20 лет здесь живу! Баку и Владивосток — они похожи, Баку — возле Каспийского моря, а Владивосток — возле Японского, Баку многонациональный город и Владивосток тоже. Я считаю, что конгресс очень важен для народов Приморского края, потому что это хороший повод для сохранения и развития межнациональной культуры, мы стараемся, чтобы все народы здесь жили в согласии, во взаимопонимании, в дружбе, потому что нам здесь жить, нам здесь воспитывать своих детей».
Представители исчезающей народности приехали из Красноармейского и Пожарского районов. Коренной малочисленный народ — удэгейцы — привезли предметы быта, обереги и тотемы, портреты своих предков в дереве.
Евгения Ильичёва, Красноармейский район, село Рощино: «Нас остается все меньше и меньше, так как много удэгейцев сейчас родственники и, естественно, у нас, получается, русские мужья или русские жёны, дети у нас, в основном, уже метисы. Поэтому очень мало у нас осталось удэгейцев, которые чистые удэгейцы, их буквально у нас несколько семей. А так, население всего Приморского края, где-то 1800 человек, т.е. это очень мало нас».
Красивые и доброжелательные северяне рассказали про свои традиционные жилища — чумы, которые бывают тканевые или берестяные, показали настоящий пояс шамана, скребок для добычи жира холодным способом, острогу для ловли тайменя. Яркая вышивка на одежде удэгеек отличается безукоризненной композицией узоров. Основу орнаментов составляют мелкие спирали и завитки, густо заполняющие собой фон.
Дагестан представил творческий коллектив из Находки. Его руководитель Амина Аварская бережно хранит культуру и язык предков, поэтому выставочный стенд приморских дагестанцев изобилует старинными предметами. Здесь кунгун – медный кувшин для воды, XIX век, работы златокузнецов из известного на весь мир аула Кубачи. Этот кинжал выполнен в технике филигрань и украшен слоновой костью. Клинок с красивым чернёным орнаментом Амина рассмотреть не позволила, а лишь приоткрыла ножны. На Кавказе не принято обнажать лезвие кинжала без необходимости.
Амина Аварская, заместитель президента приморской региональной общественной организации «Дагестанский культурный центр Серир», г. Находка: «Несмотря на то, что мы далеко от своей Родины, мы здесь уже в Приморском крае боле 15 лет, и наши дети рождались в городе Находка и росли, и мы несем свою культуру, свои традиции, чтобы наши дети помнили обязательно свою культуру и несли свою традицию в Приморском крае и показывали свою культуру здесь».
Организаторы конгресса в этом году приняли решение, приурочить мероприятие к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. За круглым столом вспомнили, как в военные годы многонациональная армия защищала одну страну плечом к плечу.
Сергей Кондратенко, заместитель председателя совета ветеранов Владивостока: «Мне вот, сегодня я пришел, очень понравилось на нашем конгрессе, что в национальных одеждах! Мы в основном представляем ветеранов войны и военнослужащих, у нас одна национальная форма одежды – воинская. Потому что мы, какой бы национальности не были, мы, прежде всего, защитники Родины, воевали в 41, в 45 годах, сейчас вот здесь ветераны боевых действий есть, служим Родине, и для нас форма одежды одна».
В годы войны из Приморья на фронт ушли 200 тысяч человек, более 30 тысяч из них не вернулись домой. Приморцы получили 230 тысяч боевых наград, 104 человека стали Героями СССР. Победа, добытая единством!
Многонациональное Приморье смотрит на нас с фотографий Великой Отечественной. Инсталляция многострадальной Хатыни в сердце каждого отозвалась болью. Над макетом мемориального комплекса возвышается единственная скульптура «Непокоренный человек». Её прототипом стал Иосиф Каминский. Чудом избежав расправы немецких карателей, раненный, обгоревший он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне, среди трупов односельчан нашел своего израненного сына. Мальчик скончался на руках у отца.
«Сила России — в единстве поколений». Под таким слоганом III Конгресс проводят администрация Приморского края совместно с Ассамблеей народов.
Предками Александра Ивановича были переселенцы с Украины, которые в XIX веке приехали сюда на быках. Воспоминания навеяла выставка «Живая нить поколений».
Александр Лось, вице-губернатор Приморского края: «Вы посмотрите, какая красота! Каждый народ, который представлен в Приморском крае, будь то коренные народности севера, будь то люди, которые приехали позднее, они самобытные, они уникальные и самое главное, что мы живем в дружбе, мире и согласии».
Интерактивный концерт в этот день был похож на марафон. В нем приняли участие десятки славянских коллективов. Взрослые и дети пели частушки, водили хороводы, исполняли казачьи и русские народные песни.
От сохранения самобытности, родного языка, традиций и обычаев зависит жизнеспособность этноса. Сегодня перемещения людей из одной страны в другую характерны для многих государств, но в России каждый этнос имеет свою национальную территорию обитания, и другой родины, кроме России, у наших граждан нет, к какой бы национальной группе они не относились.