Как Чай из Китая стал соблюдающим евреем-хасидом

Что заставило молодого человека, родившегося в современном коммунистическом Китае, переехать в Израиль и перейти в иудаизм?

Теперь его зовут Аарон Валдмэн, он носит черный лапсердак, а на голове у него черная шляпа. Послушаем же рассказ Аарона о том, сколько ему пришлось пройти в поисках истины и как его семья не желала принять то, что с ним произошло.

Передо мной сидит парень, который выглядит типичным представителем ультраортодоксов: шляпа, лапсердак и борода. Его зовут Аарон Валдмен, но его родители, бабушки и дедушки, а также все его предки родились вовсе не в Европе, и их нога никогда не ступала на землю Израиля.

Аарон Валдмэн: «Когда я уехал в Израиль, мои родители были в гневе»

Как и Авраам, праотец всего еврейского народа, Чай покинул родную землю Китая и отправился в страну, которая была завещана иному народу далеко-далеко от его родины. «Чай» в переводе на английский язык означает «дрова» («топливо»), vald – «лес» на идиш, поэтому он избрал имя «человек из дерева (из леса)».

Себя он считает деревом без корней: «В современном Китае нас не учили традиции. Мы были отрезаны от корней. Я ощущаю духовную опустошенность».

Чай в детстве со своими родителями. «Они решили, что я поклоняюсь культу зла и отправился в страну зла». Фото: Orot

Так что же заставило молодого человека, рожденного в современном, коммунистическом Китае, переехать в Израиль и стать иудеем-хасидом? На свободном английском языке (он также говорит на «библейском иврите») Валдмен рассказывает о том, сколько ему пришлось пройти в поисках истин и как его семья с трудом приняла то, что с ним произошло.

«Когда я был ребенком и учился в начальной школе, мне говорили, что у Вселенной нет ни начала, ни конца, – вспоминает он. – Если же вы верите, что у всего есть начало, значит, вы религиозны. Это преподносилось как глупое суеверие. В университете мне объяснили, что у Вселенной есть начало, именуемое Большой Взрыв. А если вы не верите, что у Вселенной есть начало, значит, вы глупы. Так в чем же истина?»

«Когда я был ребенком, все верили в коммунизм. Когда я повзрослел и узнал больше, я понял, что он никогда не настанет. Когда я оканчивал университет, то оказался под влиянием учителя английского языка, который был скрытым христианским миссионером. Он рассказал мне, что истину знал человек, который умер на кресте. Так кто же говорит правду?»

«В 1995 году я стал интересоваться христианством, – рассказывает Валдмен телеканалам Ynet и Orot TV, – я прочел, наверное, с десяток интерпретаций Библии. Английскую или китайскую Библии можно читать только в переводе. И для того, чтобы познать истину, я решил прочесть оригинал. А для этого начал учить иврит, библейский иврит. Через некоторое время, лет через пять, я смог прочесть Библию уже на иврите».

«Так кто же расскажет правду? Читайте Библию. Ашем един, а они говорят, что Ашема целых три. Но там нет трех. Необходимо соблюдать шабат. А христиане не соблюдают шабат».

«Пять лет назад, в 2010, году я пришел к выводу, что христианство ошибается. Иудаизм – вот цельная наука. Поэтому я сделал выбор, решил, что буду вести именно этот образ жизни».

Вот когда Чай начал интенсивно изучать иудаизм. «В Китае у меня не было такой возможности, поблизости не было синагоги. И как бы я соблюдал кашрут? Поэтому я понял, что мне нужно уезжать. Я чувствовал, что обрету родной дом в Земле Израилевой. Так и случилось. Это именно то, что я искал: искренняя, честная, посвященная жизнь», – говорит он.

«Когда я приехал в Израиль, мои родители были в гневе. Средства массовой информации недружелюбно настроены к еврейскому народу. Мы «оккупировали земли арабов», мы «убили или перерезали арабский народ». Поэтому, с точки зрения моих родителей, я стал поклоняться культу зла и уехал в страну зла. Но думаю, теперь они кое с чем смирились».

Валдмен любит пошутить на тему схожести культуры иудеев и китайцев. «Я ношу лапсердак, шляпу, а теперь еще и бороду. Но, представьте себе, разница невелика. Лапсердак пошит в Китае, это китайский лапсердак. Мои черные ботинки сделаны в Китае. Даже эта шляпа, которую они называют шляпой харедим, тоже из Китая. В общем, всё, что у меня есть, сделано в Китае. Так в чем же разница?»

Автор: Тал Барклай

Похожие статьи