В начале июля этого года Мордехай Амихай-Бавис, посол Израиля на Барбадосе, провозгласил в барбадосской синагоге «Шаарей Цедек»: «Я посетил многие из карибских островов, и на большинстве из них есть красивые синагоги, но, к сожалению, не осталось ни одной еврейской общины кроме вашей – евреев Барбадоса». И гордо закончил: «Вы всё еще здесь!»
Еврейская община на Барбадосе оказалась весьма жизнеспособной. Хотя в 1929 году из общины не осталось никого, кроме Джошуа Баеза – последнего выжившего на острове еврея, который продал синагогу и, таким образом, завершил 300-летнюю историю сефардских евреев на Барбадосе. Но феникс возрождается из пепла – и община обрела новую жизнь в 1931-м.
Мойше Альтман, торговец из польского Люблина, в 1931 году находился в деловой поездке в Венесуэле, но когда его корабль с ним на борту сделал остановку на Барбадосе, он, очарованный этим островом, решил остаться и жить здесь.
Синагога Nidhe Israel
Его внук Поль Альтман объясняет: «Польша была не тем местом, где ему бы хотелось жить. Там его жизнь была ограничена проживанием в штетле (еврейское местечко), а на Барбадосе он обнаружил следы еврейской истории. Немаловажным оказалось и то, что при переезде сюда он мог получить британский паспорт».
Мойше Альтман тут же перевез на остров свою семью и вдохновил других польских евреев из Люблина на иммиграцию на Барбадос. К 1941 году на Барбадосе обосновались 40 еврейских семей из Польши. В итоге именно призыв Мойше Альтмана о переезде на Барбадос спас от Холокоста около 120 евреев – и привел к основанию на острове ашкеназской общины.
Община никогда не была большой и сегодня насчитывает где-то около 100 человек. Не так уж много, что и вызывает сомнения, будет ли община существовать еще через каких-то полвека… Один из членов общины, Стефен Альтман, сравнил общину с кораблем, идущим ко дну, поскольку, по его мнению, взамен старые члены общины уходят естественным путем, а молодое поколение эмигрирует и ассимилируется. Другой прихожанин синагоги, Вильма Сухдео, предлагает заглянуть поглубже в историю и утверждает: «Так или иначе, община не исчезнет никогда!»
Несколько чернокожих жителей Барбадоса перешли в иудейскую веру при содействии консервативной синагоги Америки, к которой относится действующая на острове синагога. Можно сказать, что история получила новый импульс в начале этого года, когда Ориал Спрингер стала первым представителем коренного населения, занявшим в синагоге место секретаря. Но смогут ли новообращенные выдерживать правила общины на протяжении длительного времени? Ориал Спрингер полностью в этом уверена и утверждает: «Община продержится еще 50 лет, но люди будут выглядеть по-другому и будут больше похожи на аборигенов Барбадоса». И даже Стефен Альтман считает, что новообращенные могут стать спасителями общины. «Без новообращенных не будет будущего!» – воскликнул он.
Одной из достопримечательностей, которые следует посмотреть, путешествуя по Барбадосу, стала историческая синагога Nidhe Israel и еврейский музей в Бриджтауне, столице Барбадоса.
Внутри синагоги Nidhe Israel
Эта древняя синагога построена в 1654 году, и службы в ней проводят в зимний период, чтобы разместить большое количество американских, канадских и британских туристов, которые приезжают на остров.
И в самом деле, местных молящихся здесь не более 10–15 человек, но еще до 300 туристов различных конфессий приходят молиться в синагогу, которая считается старейшей в западном полушарии. Для многих это становится очень волнующим событием.
Если на Барбадосе и есть проявления антисемитизма, то незначительные – возможно, из-за размера общины. Член общины Антоний Спрингер сказал: «У вас больше шансов выиграть в лотерею, чем встретить еврея на Барбадосе». А еще, возможно, так сложилось потому, что население Барбадоса очень миролюбивое! Некоторые из них не только последователи религии растафарианства, но также украшают свои дома Звездами Давида в качестве оберега сродни мезузе или просто потому, что им так нравится.
Внутри миквы Nidhe Israel
Еврейская община Барбадоса существует с 1628 года, в 1654 году она увеличилась на 254 человека, которые приехали из бразильского Ресифи после того, как португальцы захватили голландскую территорию и изгнали всё еврейское население.
А в 1655 году Оливер Кромвель официально позволил евреям обосноваться на Барбадосе, рассчитывая поднять экономику острова. И неудивительно: евреи издавна обладали большими знаниями в торговле и коммерции.
Присутствие евреев на Барбадосе во многом способствовало подъему экономики Барбадоса. Евреи из Ресифи были экспертами в производстве сахара из тростника – культуры, которая прекрасно подходила для климата и почвы Барбадоса. Еврей-сефард Давид де Меркардо тогда построил н6овейшую ветряную мельницу, необходимую для производства сахарного тростника, и через каких-то два десятилетия экономический феномен, получивший название «сахарная революция», навсегда преобразил Барбадос. Именно благодаря технологиям и опыту евреев возделывание сахара стало настоящим двигателем экономической революции.
В XVII столетии сахар ценился так же, как в XX веке ценится нефть. К 1660 году Барбадос превратился в самую богатую колонию Англии, современники называли его самой богатой землей в мире. Поэтому в следующий раз, перед тем как положить сахар в чай или кофе, вспомните – этот сахар попал к вам благодаря евреям!
Но для большинства барбадосцев, 80% которых были потомками африканских рабов, производство сахара стало тяжелое испытанием, поскольку именно африканские рабы гнули спину на сахарных плантациях. По разным оценкам, в 1627–1807 годах на остров против своей воли было доставлено 387 000 африканцев.
У евреев тоже были рабы, но только два еврея за историю рабства на Барбадосе владели плантациями: Яков да Коста и Авраам Родригес Брандон в начале XIX века.
Во дворе синагоги Nidhe Israel
Также было несколько сефардов, которые вступали в отношения с порабощенными чернокожими женщинами или метисками, большинство из которых становились их любовницами. Потомков таких отношений легко распознать на Барбадосе и по сей день. На острове по-прежнему популярны сефардские фамилии – например, Абоа, Вальверд, де Меркадо, Линдо, Депейца. Некоторые члены семьи Депейца посещают синагогу каждый год и выразили желание вернуться в иудаизм.
Даже Эррол Барроу, который сделал в 1966 году Барбадос независимым и получил пост премьер-министра, ведет свой род от евреев. Он потомок семьи Баруха, его прадед Симон Барроу сменил имя Барух на Барроу. Есть чудесный анекдот о еврейском наследии Барроу. В 1972 году во время официального визита в Израиль тогдашний премьер-министр Голда Меир спросила Барроу о его еврейских корнях. Он подтвердил, что ведет свой род от евреев, и воскликнул: «Откуда, вы думаете, у меня мозги?» Голда Меир разразилась смехом.
Когда евреи только перебрались на Барабадос, то подверглись дискриминации, выразившейся в безработице или дополнительных налогах, которые с них взимали. И если вы войдете в синагогу, то увидите очевидное напоминание об этой исторической дискриминации. Евреи, которые приезжают из-за границы в качестве туристов, были бы крайне удивлены, узнав, что их кладбище расположено прямо рядом с синагогой. Менеджер еврейского музея на Барбадосе Цельсо Брюстер объясняет, что ортодоксальные евреи-сефарды, приехавшие на Барбадос в XVII веке, хотели, чтобы их кладбище было на другом участке земли, подальше от синагоги, как и предписывают еврейские законы. Но британские колониальные власти отказали им, объяснив, что поступят так, как принято у христиан, и сделают кладбище рядом с молельным домом.
Посол Израиля на Барбадосе Мордехай Амихай-Бавис описал отношения Барбадоса с Израилем как «очень дружелюбные». Барбадос голосовал против скандально известного Дела о сионизме – решении о расовой дискриминации от 1975 года. На тот момент Эррол Барроу был премьер-министром, он гордился тем, что в нем течет еврейская кровь, и никогда не позволил бы, чтобы представитель Барбадоса в ООН голосовал за решение, объявлявшим незаконным право еврейского народа на свободное волеизъявление.
В 2012 году Барбадос, Багамы и Гаити были единственными государствами Карибского бассейна, которые не проголосовали за признание Палестинского государства в ООН, а воздержались. Барбадосский историк Моррис Гринидж убежден, что премьер-министр Френдель Стюарт приказал представителю Барбадоса в ООН воздержаться, поскольку не хотел голосовать по такому важному вопросу против Израиля.
Сейчас обе страны объединили усилия в области сельского хозяйства, береговой охраны и солнечной энергии. Также Израиль учредил ежегодные стипендии для барбадосцев, желающих обучаться в Израиле.
Родившийся в Тель-Авиве президент еврейской общины Яков Хассид назвал свой первый визит на Барбадос «любовью с первого взгляда», настолько ему понравились на острове теплота людей, красота пейзажей и абсолютное спокойствие. Британских евреев, которые приезжают на Барбадос, очаровывает не только красота и умиротворенность острова, им оказывается теплый прием в еврейской общине, не говоря уж об истинном радушии местного населения. Недаром старинная барбадосская поговорка гласит: «Остров занимает 21 милю улыбок в длину и ширину». И это абсолютная правда.
Автор: Зеэв ПОРТНЕР – свободный писатель, проживающий в Лондоне, который провел прошлым летом несколько недель на Барбадосе, изучая нравы местной еврейской общины.