Сейчас, когда нарастает напряженность между евреями и мусульманами, самое время вспомнить 10 правдивых историй, когда, подвергая себя большому риску, евреи и мусульмане спасали друг другу жизнь.
Спасение евреев в Албании
Когда в 1943 году немецкие войска оккупировали Албанию, на ее территории проживало около 1700 евреев. Немцы приказали проводить облавы и высылать евреев, живущих в стране – но албанское правительство ответило категорическим отказом. Невероятно, но албанские государственные учреждения даже оформляли евреям поддельные документы, таким образом спасая их. К концу Второй мировой войны практически все евреи в Албании были спасены благодаря государству и его гражданам.
Турецкий героизм
Власти Турции также неоднократно участвовали в спасении евреев во время Холокоста. Историки считают, что турецкие чиновники спасли жизни 15 000 евреев.
Селахаттин Улькумен, генеральный консул Турции на греческом острове Родос, также спасал турецких евреев, подвергая себя опасности. Узнав, что евреев Родоса готовят к депортации в лагеря смерти, Улькумен потребовал освобождения 50 еврейских семей, которые являлись гражданами Турции или имели какое-либо отношение к ней, не были освобождены. Институт Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» признал Улькумена Праведником народов мира.
В 1943 году другой консул Турции (во французском Марселе) – Недждет Кент – сел в поезд, направлявшийся в лагерь смерти, и потребовал освобождения 80 турецких евреев. Немцы, удивленные его бескомпромиссностью, в конце концов отпустили их.
Иранский Шиндлер
Абдул-Хусейн Сардари – богатый иранский дипломат и юрист, который использовал свое служебное положение, чтобы спасти тысячи евреев. Евреи с иранским гражданством были освобождены от ношения желтой звезды, которую нацисты заставляли носить других евреев. Сардари, не советуясь с начальством, выдал сотни паспортов для иранско-еврейских семей, что в результате спасло приблизительно 2000 евреев. Его называют«иранским Шиндлером».
Спасение в Сараево
Во время войны в Югославии в 1992–1996 годах большая часть Сараево была разрушена. Обычная жизнь остановилась. В этой затяжной войне единственным островком надежды была синагога в центре города. В ней размещалась еврейская благотворительная организация La Benevolencija («Добрая воля» на языке сефардских евреев – ладино), которая стала центром гуманитарной помощи в Сараево, сюда же поступали пожертвования из-за рубежа. Для тысяч югославов – не только евреев, но и мусульман, сербов и хорватов – радио в синагоге стало единственной нитью, связывающей их с родственниками, которые находились за пределами осажденного города. Когда перестала работать югославская почтовая служба, синагога обрабатывала тысячи писем и сообщала людям о письмах, пришедших из-за пределов города. Благотворительная столовая в разгар осады кормила более 300 человек в день, а в клинике работали врачи и медсестры, готовые оказать медицинскую помощь нуждающимся. Более 40% лекарств, использованных во время войны в Сараево, были бесплатно розданы организацией La Benevolencija. Большую часть югославов, которым помогала La Benevolencija, составили мусульмане, подвергшиеся геноциду. Глава благотворительной организации Яков Финчи гордится этим фактом. «Множество мусульман спасли евреев от нацистов во время войны, и я не мог забыть этого» – так он объяснил свои действия во время осады.
От Сараево до Иерусалима
Во время осады Сараево, когда еврейская благотворительная организация La Benevolencija помогала мусульманам, одна еврейская семья в Израиле протянула руку помощи югославской семье мусульман.
История этого удивительного спасения начинается во время Второй мировой войны. Именно тогда Мустафа и Зейнеба Хардага – мусульмане, живущие в Сараево, решили бросить вызов немецким властям. Они знали, на что идут: штаб гестапо располагался напротив их дома, и по ночам оттуда доносились крики людей, подвергавшихся пыткам. Тем не менее они приютили делового партнера Мустафы – Йосефа Кабильо, а также его жену и дочь. Годы спустя Йосеф вспоминает: «Они встретили нас словами: «Йосеф, ты наш брат, а твои дети – наши дети. Всё наше – твое. Чувствуйте себя как дома». Когда приходили гестаповцы, Йосеф с семьей прятались в шкафу с одеждой. Отец Зейнебы Хардага – Ахмед Садик – также помогал евреям, делая для них фальшивые документы. За эти действия Садик был арестован и казнен.
После войны семья Кабило переехала в Израиль, но всегда поддерживала отношения с Хардага. Когда Мустафа скончался, Кабило поддерживали контакт с Зейнебой и ее дочерью Сарой Почанец, которая родилась после войны. В 1992 году, наблюдая за тем, что происходит в Сараево, Кабило решили помочь семье, которая когда-то спасла их самих. С помощью израильского журналиста, освещавшего события югославской войны, они связались с семьей Хардага и отыскали им место в гуманитарном конвое, который эвакуировал жителей Сараево. Когда беженцы столкнулись с бюрократической волокитой, Кабило обратились за помощью к израильскому премьер-министру Ицхаку Рабину. Зейнеба и ее дочь Сара решили переехать в Израиль. После прибытия они встретились не только с семьей Кабило, но и с Ицхаком Рабином. Сара приняла иудаизм и по сей день работает в «Яд ва-Шем» в Израиле.
Донорство органов
Когда 19 сентября 2002 года палестинский террорист-смертник взорвал автобус в центре Тель-Авива, погибли пятеро израильтян. Среди них был Джонатан Джеснер, еврейский подросток шотландского происхождения. Он учился в израильской ешиве в течение года. Семья Джеснера предложила его органы для пересадки, отметив, что Джонатан в будущем году хотел отправиться в Лондон, чтобы учиться на врача. Решение его семьи спасло жизнь Ясмине Абу-Румейлех, семилетней палестинской девочки, которая ждала своей очереди на пересадку почки в течение двух лет. Дина Абу-Румейлех, мать Ясмины, сказала, что хотела бы встретиться с семьей Джеснера и выразить им свои соболезнования.
Три года спустя в заголовки израильских газет попал другой случай донорства органов. На сей раз это был палестинский мальчик, органы которого спасли жизнь еврею. В ноябре 2005 года 12-летний Ахмед Хатиб был по ошибке застрелен, когда он размахивал игрушечным пистолетом перед израильскими солдатами, атаковавшими укрытие террористов. Ахмед был доставлен в местную клинику Израиля. Когда он умирал, его родители Исмаил и Абла Хатиб приняли решение пожертвовать органы своего сына. Они были предупреждены, что некоторые из органов могут быть пересажены евреям (радикальная идея для жителей местности, где евреев считают врагами), но всё равно не изменили своего решения. В течение нескольких часов шести израильтянам были сделаны спасительные операции, и четверо из них были евреями. Позже заместитель премьер-министра Эхуд Ольмерт позвонил семье Хатиб, чтобы поблагодарить их за благородный поступок.
Террор в Париже
Когда в Париже 9 января 2015 года вооруженный террорист напал на супермаркет HyperCacher, были застрелены четверо еврейских покупателей. Жертв могло быть и больше, если бы не вмешался мусульманский продавец Лассана Бэзили. Он спрятал посетителей в морозильной камере, а сам отправился за помощью. Сначала полиция приняла его за террориста, но Бэзили удалось рассказать им о происходящем в магазине. Эта информация помогла при штурме задания и ликвидации террориста. 20 января 2015 года Бэзили получил французское гражданство. «Я помог евреям, – объяснил он. – Все мы – братья… Это не вопрос евреев, христиан или мусульман, мы все в одной лодке».
Спасение сирийских беженцев
В то время как в Сирии всё больше людей гибнут и спасаются бегством, одна страна помогла тысячам сирийских граждан, не требуя ничего взамен. Такие больницы, как «Ребекка Зиф» в Цфате и медцентр Западной Галилеи в Нагарии, расположенные на севере Израиля, каждый год спасают жизни сотням сирийцев. Часть затрат на лечение покрывается Министерством обороны Израиля, часть – Министерством здравоохранения, остальное оплачивают отдельные больницы.
Перед тем как сирийцы возвращаются на родину после пребывания в израильской больнице, врачи и персонал удаляют все надписи на иврите с выписок, лекарственных контейнеров и медицинских изделий. Таким образом, пациентам не приходится рассказывать родственникам и соседям о своем лечении в Израиле, который многие рассматривают как своего врага.
Израильтяне всегда принимают подобные меры, оказывая гуманитарную помощь сирийцам и беженцам. Например, когда в 2014 году гуманитарный конвой доставил 20 000 наименований (там были в основном одежда, одеяла и спальные мешки), то со всех вещей были удалены израильские лейблы и надписи на иврите.
«Еврейский Шиндлер»
Еврейский филантроп канадского происхождения Янк Барри, более известный как лидер музыкальной группы The Kingsmen, чей хит Louie Louie популярен до сих пор, за последние годы стал гуманистом и вместе со своим другом боксером Мухаммедом Али основал фонд Global Village Champions, который помогает доставлять продукты первой необходимости по всему миру. Янк также помогал переселению беженцев из Сирии и Ирака (мусульман, христиан и езидов) в Болгарию. Янк со своей женой Иветт оплачивают проживание и питание беженцев в гостинице, а также принимают дальнейшее участие в жизни тех, кому помогают. Вдохновленный историей Оскара Шиндлера (немецкого бизнесмена, во время Второй мировой войны спасшего 1218 евреев), Барри пообещал спасти как минимум столько же людей на Ближнем Востоке. В сентябре 2014 года он достиг своей цели и продолжает оказывать помощь беженцам с Ближнего Востока, а также поддерживает беженцев в Европе.
«Ахмед спас вашего сына»
11 октября 2015 года 13-летний израильский мальчик подвергся нападению палестинских подростков. В крайне тяжелом состоянии он был доставлен в иерусалимский госпиталь «Хадасса». В больнице он оказался на попечении двух сотрудников, чья самоотверженность сделала «Хадассу» крупным центром медицинской науки. Это Ахмед Эйд 65 лет (израильский арабский мусульманин) – руководитель отделения хирургии и 41-летний Элханан Фрайд, возглавляющий отделение интенсивной терапии.
По словам доктора Эйда, подросток поступил в клинику в критическом состоянии. В операции участвовала команда профессионалов из евреев, мусульман, христиан, ортодоксов, религиозных и светских людей. Состояние мальчика стабилизировалось, и доктор Эйд отправился в комнату ожидания, чтобы поговорить с отцом пациента. Он знал, что нападавший, 15-летний Хасан Манасия, был застрелен полицией, а его двоюродный брат Ахмед Манасия был ранен и доставлен в западное отделение «Хадассы». Когда доктор Эйд зашел в комнату, то увидел, что отец мальчика – ортодоксальный еврей. «Послушайте, ваш сын жив. Всё будет хорошо, – сказал ему Эйд. – Меня зовут Ахмед Эйд, и я заведующий хирургией». Затем он в шутку добавил: «Ахмед ранил вашего сына, и Ахмед спас вашего сына».
Оба мальчика благодаря работе профессиональной команды полностью выздоровели.
Автор: Dr. Yvette Alt Miller