Телесериал «Штисель» незаметно меняет представления о харедим

Второй сезон популярного сериала на канале YES привлек новых актеров и фанатов к революционной драме.

Алон Зингман, режиссер сериала «Штисель», где рассказывается о жизни ультраортодоксальной семьи, после выхода в эфир девятого эпизода понял, что достиг определенной вершины успеха.

В этой серии бабушка Малка (Леа Кениг Столпер), перематывая пленку на кассете, напевает то, что она назвала «нигун Минск», мелодию без слов, которую сочинил ее прадедушка ребе Коэн. В это время ее старший сын Шулам (Дов Гликман) стоит в дверях и с усмешкой наблюдает за ней. На самом деле нигун был сочинен сценаристом «Штиселя» Ури Алоном. Через два дня композиция прозвучала на ультраортодоксальной свадьбе в исполнении музыкальной группы «Зингман», состоящей из учеников ешивы. Видеоролик даже появился на YouTube.

«Их религиозные обычаи – не проблема, они влюбляются друг в друга и живут своей жизнью»

«Мы сделали это! – воскликнул Зингман, обрадованный тем, что ультраортодоксальные общины приняли мелодию, созданную для телевизионного шоу. «Как они узнали о чем-то по телевизору? Это большая честь, что они смотрят наш сериал».

Еще одной отличительной чертой сериала «Штисель» является то, что он был создан двумя сценаристами с харедимскими корнями. Шоу охватывает широкую аудиторию – от светских израильтян до крайне ультраортодоксального сообщества. Сериал вышел в 2013 году и вот уже второй сезон пользуется необыкновенным успехом.

История с успехом мелодии нигун показала, что сериал стал своего рода рупором ультраортодоксального мира.

Соавтор сценария сериала «Штисель» Йехонатан Индурски в своей квартире в Тель-Авиве, вдалеке от своего харедимского дома в иерусалимском районе Гиват-Шауль. Фото: Сэм Шпигель

Когда сценаристы и создатели сериала Йехонатан Индурски и Ори Элон собрались в ресторане «Штисель» в иерусалимском районе Геула для обсуждения идеи нового шоу, они и не думали, что им удастся создать настолько успешный проект. Они просто хотели написать правдивую историю о том, как на самом деле выглядит ультраортодоксальная жизнь.

Индурски всегда хотел писать о том, что он любит, – о мире харедим. Он родился в иерусалимском районе Гиват Шауль в ультраортодоксальной семье, учился в знаменитой ешиве «Поневич», а затем в иерусалимской школе кино и телевидения «Сэм Шпигель».

«Несмотря на развитие израильской кино- и телеиндустрии и возможность рассказать историю о том, что ультраортодоксы просто обычные люди, «Штисель» – это первое телевизионное шоу, показывающее харедим, любящих свой образ жизни, своих детей и внуков, – сказал Индурски. – Их религиозные обычаи – не проблема, они влюбляются друг в друга и живут своей жизнью».

Герой сериала «Штисель» Шулем Штисель со своей новой любовью, которую играет Ханна Ласло (Courtesy ‘Shtisel’)

В сценарии есть и другие моменты израильской жизни. Например, забавный эпизод, когда бабушка смотрит телевизор в доме престарелых вместе со своим соседом. Они не понимают друг друга. Она говорит на идиш, а он страдает деменцией и говорит по-арабски, но им вполне комфортно вместе.

Такие эпизоды объясняют, почему сериал пользуется большим успехом среди зрителей.

Режиссер сериала Алон Зингман, который хотел снять телевизионную драму, а создал мир харедим в сериале «Штисель». Фото: Алон Зингман

Этой осенью Марта Кауффман, американский продюсер и создатель сериала «Друзья», приобрела права на адаптацию сериала «Штисель» в США. Зингман не уверен, что его телешоу будет столь же успешно в Америке, ведь, по его словам, в образе жизни израильских и американских харедим существуют огромные различия.

Недавно Зингману позвонил ультраортодоксальный еврей из Бейт-Шемеша, который хотел бы стать актером второго плана в сериале «Штисель».

«Жизнь гораздо более странная штука, чем искусство, – сказал Зингман. – Настоящий ультраортодокс участвует в ТВ-шоу? Такого даже в «Штиселе» не бывало!»

Автор: Jessica Steinberg

Похожие статьи