Запись в дневнике еврейского мальчика, посвященная событиям 20 января 1990 года

Мы публикуем запись, сделанную в дневнике 15-летним еврейским мальчиком-учеником Бакинской школы №150. Душераздирающая запись сделана 26 лет назад, и посвящена она трагическим событиям января 1990 года в Баку.

По просьбе самого автора, который сейчас является довольно известным человеком, публикуем представленную им заметку из дневника без изменений, на условиях анонимности.

«С 19 на 20 января я вышел на улицу было 00.20 и услышал выстрелы, да я не мог поверить что в моем родном и любимом Баку стреляют из танков, пулеметов, автоматов.

Помню мы с родителями и сестрой сидели целую ночь и никак не могли заснуть. Думали размышляли, что это может быть и что нас ждет...Тогда я как и многие другие жители моего города впервые в жизни услышал выстрелы из танков, пулеметов, автоматов. Эта страшная ночь была отвратительно длинной, но я помню, что было очень много звезд, но и эти звезды ничего не смогли нам подсказать, как будто звезды потеряли свою теплоту и ласку и мне кажется что они были вынуждены молчать испугавшись этих страшных выстрелов.

Наступило долгожданное утро – 20 января. Я вышел на балкон с сестрой и мы услышали заявление коменданта города генерал-лейтенанта Дубиняка, который сообщил, что ночью в мой родной город Баку без какого либо официального предупреждения были введены войска МО СССР и в городе введено военное положение.

...какой страшной ценой азербайджанский народ заплатил за несанкционированное и необъявленное военное положение. На утро всем стало ясно – какой страшной трагедией обернулось введение советских карательных войск – они стреляли куда попало, видели хоть одного человека на улице – уничтожали, убивали женщин, детей, стариков, слепых.

Военнослужащие с особой жестокостью расстреливали людей на месте в упор, осуществляли умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством в них людей, обстреливали больницы, препятствовали медико-санитарному персоналу в оказании помощи раненым.


Против мирного населения использовались штыки, пули к автомату Калашникова калибром 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые не просто выводят человека из строя, а многократно увеличивают страдания и делают его смерть неизбежной.

Объявление чрезвычайного положения в Баку, вторжение вооруженных сил в город и устроенная фашистская расправа над мирным населением с участием тяжелой техники и смертоносного оружия в условиях полного отсутствия какого-либо сопротивления было преступлением против мирного населения. Это были советские спецназовцы, которые оказались жестокими кровопийцами.

Но они были винтиками, гайками Советской империи которая реально трещит по швам. Я не знаю, но я уверен что скоро этой империи придет конец и эта кровавая трагедия станет началом конца Советской империи.

21 января 1990 года – мой город и мой народ хоронил свои сыновей и дочерей, которые по словам Горбачева были "исламскими фундаменталистами". Неужели Фарида – девушка три месяца назад вышедшая замуж покончила собой, услышав о смерти любимого, разве Рашад, которому было столько, сколько и мне (15 лет), разве Вера Бесантина, Ян Меерович, врач скорой помощи Саша Мархевка – они все были "фундаменталистами"?

В эти страшные дни город в котором я родился и вырос был покрыт черными траурными флагами. Вторжение в Баку крупного контингента частей Советской армии, внутренних войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью и невиданными зверствами для Баку. Была учинена расправа над мирными демонстрантами, сотни людей были убиты, ранены, пропали без вести...».

Похожие статьи