Сегодня вечером (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов».
За несколько часов до начала праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны.
Дорогие друзья!
Мы стоим в преддверии самого святого дня в году – Йом Кипур, дня искупления, когда Б-г скрепляет печатью приговор на нашу судьбу.
День суда принято проводить в посте и молитве. Но самая главная задача – совершить «тшува»: раскаяться в совершенных ошибках, исправить их, исправиться самим.
Сказано в Святых книгах: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и никогда не грешил». Так что каждому из нас есть, в чем раскаяться, что исправить. Ни один человек не совершенен: мы постоянно, всю жизнь должны улучшать свои поступки.
Многие убеждены, что раскаяться по-настоящему слишком тяжело: надо, что называется, «себя переломить». Но на это есть слова Торы: «Весьма близко к тебе слово: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его».
Чтобы сделать «тшува» нужен только небольшой поворот, говорит Г-сподь: достаточно понять, в чем твоя ошибка, и увидеть правильный путь.
А для этого необходимы три вещи:
— «оно в устах твоих»: то есть, надо вслух признать совершенные ошибки;
— «и в сердце твоем»: надо искренне, всем сердцем раскаяться в сделанном;
— «чтобы исполнить»: надо обязаться на будущее не повторять ошибки и делать только правильные вещи.
Короче говоря – раскаяться, чтобы исправиться. Вот настоящая «тшува», настоящее возвращение к Б-гу!
В Йом Кипур наша покаянная молитва имеет особую силу. Конечно, это только первый шаг к полному исправлению. Но Б-г недаром говорит, что это «весьма близко к тебе».
Ведь в каждом из нас есть желание делать добро: совершая «тшува», мы возвращаемся не только к Б-гу, но и к самим себе, к своей душе, к своему доброму потенциалу.
Именно этого я желаю всем нам в Йом Кипур. Пусть в этот день, благодаря нашей молитве, раскроются наши сердца; пусть Б-г увидит в них решимость делать в наступившем году только правильные дела; и пусть Он поставит печать для нас на хороший и сладкий Новый год.
История праздника
В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Праздник отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош hа-Шана).
Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.
Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.
Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой связи с иудаизмом.