Около 80% из 80 миллионов иранцев составляют мусульмане-шииты.
Эта религия является в стране государственной. Еще 18% – это сунниты и суфии. Остальные 2% включают религиозные меньшинства. Но только зороастрийцы, иудеи и христиане имеют право свободно исповедовать свою религию и защищены конституцией, а для их представителей зарезервированы места в парламентею
В Иране проживают более 10 тысяч евреев – наибольшее количество в мусульманских странах.
«Голосовать на выборах – наш государственный долг, поэтому евреи примут в них широкое участие, – говорит этот иранский еврей. – Так как мы, как меньшинства, имеем прямое представительство в парламенте, мы будем выбирать одного из двух кандидатов, которые были утверждены Советом стражей».
В Тегеране функционируют 10 синагог. Эта, расположенная в центре иранской столицы, вмещает 500 человек. Но еврейские семьи собираются не только здесь – община располагает своим школами, больницами, домами престарелых, библиотеками и конференц-залами в других районах и других городах.
«Мы с уважением относимся к решению иранских чиновников, которые позволили всем меньшинствам иметь по меньшей мере по одному месту в парламенте, – говорит другой представитель еврейской общины. – Это заслуживает высокой оценки».
Самое многочисленное религиозное меньшинство в Иране составляют христиане – около 100 тысяч. 80% из них – армяне. За ними зарезервировано 2 кресла в Меджлисе.
Армянские христиане появились в Иране в 3 веке. Однако связи между двумя народами зародились гораздо раньше, чем их сегодняшние религии.
«Во всем мире, во всех обществах нет ничего идеального, Иран – не исключение, – говорит этот иранский армянин. – Да, иногда возникали проблемы, например, связанные с ценой крови. К счастью, эта проблема была решена. Сейчас юридические вопросы решаются в индивидуальном порядке. Нельзя сказать, что права армян соблюдаются на сто процентов, но то же самое касается и всего иранского общества. Что же до социальных вопросов, наших ассоциаций, школ, наших церквей, то все они работают. И нет никаких проблем для того, чтобы практиковать свою религию».
Руководящим органом армянской общины, курирующим религиозные, культурные, социальные и другие подобные вопросы, является Совет армян.
В Тегеране мы встретились с Кареном Ханлари, который представляет армян в нынешнем парламенте Ирана и борется за новый мандат.
Мы спросили его о том, может ли он представить себе, как депутат, что когда-нибудь в будущем он достигнет руководящего поста в государственной иерархии, например, в кабинете министров.
«Когда президент Роухани только вступил на этот пост, я предложил четырех кандидатов на должности замминистров и консультативные должности в министерствах образования, энергетики и так далее, – рассказывает Карен Ханлари. – Их кандидатуры изучались на предмет того, кто эти люди, достаточно ли они компетентны. Так что нужно надеяться и стремиться».
Джавад Монтазери, корреспондент euronews:
«Несмотря на то, что после исламской революции в Иране, религиозные меньшинства были вынуждены соблюдать исламские нормы и правила, и им было запрещено проповедовать их религию за пределами их общины, они смогли сохранить свой язык и религиозные традиции».