Книга Эстер, повествует о событиях, благодаря которым возник в еврейском календаре праздник Пурим.
На первый взгляд, перед нами — классическая восточная цветистая история о том, как красавица-еврейка очаровала могучего персидского владыку и тем самым спасла свой народ от гибели.
Красивая сказка со счастливым концом — не больше. И читая ее, как-то легко забываешь о том, что книга Эстер — часть Торы, и как вся Тора — полна величайших тайн, разгадать которые простому смертному не под силу. Давайте еще раз развернем древний свиток и попробуем внимательно вчитаться в его строки. Кто знает, может быть нам удастся хотя бы прикоснуться к одной из его тайн…
Итак, место действия — Персия, время действия — 3405 (355 до н. э.) г. от сотворения мира. Ахашверош, могущественный и грозный владыка, возвеличивает одного из своих царедворцев, Амана, и наделяет его почти неограниченной властью. Новоиспеченный министр, интриган и антисемит по совместительству, пользуясь полномочиями, решает свести счеты с ненавистными ему иудеями. Он добивается от царя указа, согласно которому в течении одного дня, 14-го числа месяца Адара, все еврейское население Персии — от мала до велика — будет уничтожено. Но Всевышний милостив к Своему народу. Еврейский народ спасают раскаяние и молитвы. И, конечно же, вмешательство Эстер, перед красотой которой могущественный Ахашверош устоять не смог. Евреи спасены, их враги уничтожены, а инициатор всей этой интриги, Аман, вздернут на висилице. Вместе с ним повешены и десять его сыновей. И вот здесь начинается тайна.
«В столице моей, Шушане, иудеи убили пятьсот человек и с ними — десятерых сыновей Амана... Скажи, что еще за желание у тебя? И будет оно исполнено», — обращается Ахашверош к Эстер. «…Пусть же повесят десятерых сыновей Амана!» — отвечает Эстер (9:12-14). Странная, необъяснимая просьба. Ведь сыновья Амана уже мертвы! Более того, они — уже повешены! Зачем же убивать их повторно?
Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на одну любопытную деталь. Свиток Эстер — единственная книга Торы, в которой ни разу открыто не упоминается имя Всевышнего. Слово «открыто» подчеркнуто не случайно. Наши мудрецы объясняют, что персидский владыка Ахашверош, главный герой событий, описанных в свитке Эстер, — олицетворение Высшего Владыки здесь, на земле (Вавилонский Талмуд, тр. «Мегила», 11 а). Внимательный читатель, должно быть, заметит, что по ходу книги Эстер, обращаясь к Ахашверошу, всегда использует слово «король». Комментаторы объясняют это тем, что на деле Эстер обращалась к Владыке всех владык, самому Всевышнему. И вот здесь-то напрашивается предположение: а не направлена ли просьба Эстер в будущее?..
Перенесемся в середину XX-го столетия, в год 1946-й по гражданскому летосчислению.
Только что закончилась Вторая Мировая война, и мир приступил к подведению страшных ее итогов. С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия) проходил международный судебный процесс над главными нацистскими преступниками. Перед судом предстала группа нацистских лидеров, наиболее активно пытавшихся решить ими же придуманный «еврейский вопрос». Одиннадцать из них были приговорены к казни через повешение. В отношении десятерых приговор привели в исполнение, а одинадцатый покончил с собой.
Снова вернемся к свитку Эстер. В начале предпоследней главы, в стихе, где перечисляются имена десяти повешенных сыновей Амана, бросаются в глаза четыре буквы: «Тав», «Шин» и «Зайн», которые написаны намного меньше остальных, и «Вав», которая написана значительно крупнее.
Как известно, каждая буква еврейского алфавита имеет свое числовое значение. Попробуем перевести четыре «нестандартные» буквы свитка Эстер в цифры. Невероятно!.. Из первых трех — «Тав»-«Шин»-«Зайн» — складывается календарный год в традиционном еврейском написании — 5707-й или же 1946-й по обычному летосчислению. Что же тогда означает крупная буква «Вав»? Ее числовое значение — шесть, а это прямой намек на шестое тысячелетие, то есть — нынешнюю эпоху!.. А все вместе — год казни 10-и нацистских преступников…
Любопытная деталь: один из приговоренных, Юлиус Штрайхер, идеолог фашизма и главный редактор антисемитского издания «Штюрмер», когда его подводили к виселице, в каком-то жутком предсмертном озарении закричал: «Праздник Пурим 46-го!»
«Но загадка решена не до конца!» — воскликнет дотошный читатель, и будет прав. Как быть с судьбой одиннадцатого преступника? Он вроде бы не совсем вписывается во всю эту картину…
Комментарии к свитку Эстер сообщают нам интересный факт. У Амана, помимо десяти сыновей, была, оказывается еще и дочь. Жизнь она прожила чрезвычайно короткую, а смертью умерла чрезвычайно глупой, если не сказать — абсурдной.
Один из эпизодов книги рассказывает нам о том, как Ахашверош в знак благодарности за спасенную ему жизнь возвеличил своего спасителя Мордехая (6:1-11). Монарх велел одеть его в царские одежды и посадить на белого жеребца. Вести коня под уздцы и громогласно сообщать о величии Мордехая было поручено Аману, который никогда, наверное, до этого не испытывал большего унижения.
Здесь дочь Амана и допустила оплошность, стоившую ей жизни. Выглядывая из окна своего дома, она предположила, что на коне во всем своем блеске и величии сидит ее отец. И тотчас же выплеснула вниз горшок с нечистотами, намереваясь жестоко унизить, как ей казалось, шагающего рядом с конем Мордехая. Осознав чудовищность своей ошибки, она выбросилась из окна и разбилась насмерть.
Какая же связь между этим событием и судебным процессом в Нюрнберге?..
Одиннадцатым нацистским преступником, которому удалось избежать виселицы, был Герман Геринг. Его нашли мертвым в камере, возле унитаза, то есть рядом с нечистотами. Экспертиза показала, что он отравился, раскусив ампулу с ядом. Кроме того, согласно послевоенным исследованиям выяснилось, что Геринг был трансвеститом, носившим под мундиром женское белье...
Итак, все кусочки мозаики встали на свои места, явив нам удивительную картину — одну из величайших тайн древнего свитка. Но все же картина эта не будет цельной, если мы не дополним ее еще одним любопытным эпизодом, контекст которого все тот же — возмездие Всевышнего, настигшее врага еврейского народа…
Руки этого человека никогда не были обагрены кровью, и он лично никогда не нажимал на курок, чтобы выстрелить в затылок своей жертве. Но именно в его чудовищно извращенном мозгу зародился план истребления миллионов евреев. И не будет преувеличением сказать, что он — самый зловещий убийца всех времен и народов.
Достойный тезка своего вождя, Адольф Эйхман, архитектор геноцида, создавший маниакальную теорию «Окончательного решения еврейского вопроса» и сумевший воплотить ее в жизнь, по праву заслужил себе место в аду рядом с самыми жестокими злодеями-преступниками, оставившими в истории свой кровавый след.
В октябре 1944 года в уже горящем Берлине Эйхман доложил Гиммлеру, что, по его подсчетам, четыре миллиона евреев были уничтожены в лагерях смерти и еще два миллиона погибли от рук карательных отрядов, которые действовали в России. Он был доволен своими успехами, но жалел о том, что не достиг большего.
В хаосе последних дней «третьего рейха» Эйхман исчез. За его голову была назначена награда. В 1950-м году, пользуясь фальшивыми документами, Эйхману вместе с семьей удалось бежать в Аргентину.
В 1959 г. израильская разведка заинтересовалась личностью скромного служащего филиала «Мерседес-Бенц», расположенного в одном из пригородов Буэнос-Айреса. Звали этого человека Риккардо Клемент. За его домом было установлено тщательное наблюдение.
Возмездие свершилось в месяце Адар, почти сразу же после праздника Пурим. 24 марта 1960 года Клемент, явился домой с огромным букетом цветов. Израильские агенты были на седьмом небе от радости: проверка показала, что эта дата — день свадьбы четы Эйхманов.
Судебный процесс над нацистским палачом длился почти полгода. 1 декабря 1961 года Эйхман был приговорен к смертной казни, войдя в историю как первый и единственный нацистский преступник, казненный на земле Израиля. В мае 1962 г. приговор привели в исполнение. Адольф Эйхман был повешен, труп его был сожжен, а прах развеян над морем…
Автор: Эли Элкин