ФЕОР подсчитала, сколько тонн мацы съедят российские евреи в Песах

В нынешнем году российские евреи с наступлением 23 апреля восьмидневного праздника Песах съедят более 100 тонн мацы – особого пресного хлеба.

«В этом году по России будет реализовано 100 тонн мацы, еще две тонны раздадут бесплатно в рамках благотворительных проектов», – сообщили в пятницу ТАСС в пресс-службе Федерации еврейских общин России (ФЕОР).

Часть мацы изготовлена в России, часть – доставлена из Израиля. Приобрести пресный хлеб можно в кошерных магазинах, а также уже несколько лет москвичи заказывают его доставку через интернет.

Согласно законам иудаизма, в дни праздника Песах евреям запрещается употребление любых квасных продуктов, включая хлеб, пиво и макаронные изделия. Маца в это время заменяет хлеб и используется как основа для приготовления множества блюд и десертов.

В праздновании Песаха в России принимают участие более 50 тыс. человек в более чем 180 городах.

Празднование Песаха начинается с вечера 14-го дня месяца Нисан. Праздник посвящается самому главному событию еврейской истории, которое считается началом истории нашего народа – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства.

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Слово «Песах» означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моше Рабейну заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку повествование в Торе является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII веке до н.э., около 1200 года.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элиягу, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Г-сподня, великого и страшного».

Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа.

Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:

  • Почему едят опресноки в этот вечер?
  • Почему едят горькие травы в этот вечер?
  • Почему травы обмакиваются в соленую воду?
  • Почему следует возлежать в этот вечер?

Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим).

Источник: NEWSru.com

Похожие статьи