Рассказ Михаила Членова о поездке к индийским евреям

Михаил Членов – этнограф, генсекретарь Евроазиатского еврейского конгресса. Он ездил в Индию «подключать» местные общины. А вообще он известный этнограф.

В Индии проживают четыре группы евреев, большая часть которых уже давно находится в Израиле:

1. Бене Исраэль – штат Махараштра, Малабарское побережье, в Мумбае и окрестностях.

Говорят на индоевропейском языке маратхи – нет и не было еврейского этнолекта. Не диалект конкани (на нем говорят в Гоа).

Их там сейчас около 3600 человек, живут там весьма давно.

Были времена, когда они не знали Хануки, но сейчас уже образованные. 300-400 человек живут в г. Пуни, на границе штатов Махараштра и Гуджарат.

Гуджарат – это их исконное место: Сурат, Карачи, другие торговые города муссонного пути.

300 человек в Колкате (вместе с багдади), говорят на бенгали. Всего в мире их 45 тысяч. В 19 веке их было 5300 человек.

Членов привез сидур, содержащий транслитерацию ивритских молитв письмом маратхи.

По местной легенде, потомки семи супружеских пар, уцелевших после кораблекрушения.

«Мы не выходцы из арабских стран, иначе багдади к нам относились бы лучше!»

6 синагог в Мумбае, 2 в Пуни, 4 в окрестных деревнях. Сефер Торы ашкеназские. 

Бене Исраэль из уважения к соседям не едят говядины. Для индийского общества евреи – каста, параджати, что-то вроде парсов.

Они были давильщиками масла, «талИ», а те, кто давит масло из семян, лишают их жизни, и поэтому – неприкасаемые.

Более приличное положение занимают лишь те, кто масло не давит, а лишь торгует им.

Соседи до сих пор называют их «тали», они этого не любят. Внутри общины было какое-то разделение на «белых» и «черных», но местные уже не помнят, что это означало, хотя знают, что такая-то семья – из белых, а такая – из чёрных.

К израильским евреям отношение прохладное: «Израиль поставляет в Гоа наркоманов, а мы расхлебываем».

Нет ни школ, ни ульпанов, ни образовательных программ, хотя «Сохнут» и «Джойнт» работают. Репатриация – около 100 человек в год, в последние два года меньше.

2. Евреи штата Керала, на юге Индии, преимущественно в г. Кочи(н).

Говорят на дравидском языке малаЯлам. У них было еврейское торговое арго: числительные на иврите. Самоназвание – ягуд, окружающие называют их «джус», в том числе и на малаялам.

Сейчас их 56 человек. В Израиле живут 4000 кочинских евреев. В начале 19 века их было 700 человек.

Их история начинается с «медных табличек» то ли 4, то ли 9 века, в которых древнетамильским письмом сказано примерно следующее: «Махараджа области Кранганор дарит Йосефу Рабану деревню Аннапурам и все доходы с нее и разрешает ему ездить на слоне, в паланкине и ходить по расстилаемым коврам – ему, его детям, зятьям, братьям, братьям зятьев, зятьям братьев и прочим родственникам до скончания веков, доколе стоит земля». Оригинал находится в сейфе в доме Сэма Ѓалигуа, хранителя синагоги Парадеши.

Штат Керала считается самым развитым и интеллигентным штатом Индии, потому что 15% его населения – христиане (почти все они поддерживают компартию, которая время от времени побеждает там на выборах. Везде видны серпы и молоты, естественно, рядышком со свастикой).

Это яковиты, почитают апостола Фому. Как говорят кочинские евреи – «апостол Фома был еврей, и когда он приплыл в Индию, он проповедовал, конечно, тоже евреям – значит, мы были здесь уже тогда!»

Исторической родиной они считают Кранганор, откуда их изгоняют мусульмане и португальцы.

Махараджа Кочина отвел им место для синагоги рядом с дворцом.

Синагога Парадеси (или Парадеши). «Парадеши» на пракритах – чужаки: корень «пара» понятен, а «деш» – община, как в «Бангладеш», «дехкан».

Место от нее вглубь города называется «Jew town». Там проживают 14 так называемых «белых евреев» – потомки сефардов.

Евреи обслуживают синагогу как туристский центр.

Синагогу называют «шул»! В синагоге две бимы – внизу и на балконе (зачем?).

Красивая синагога, сефардские Сефер Торы, светильники брюссельской работы 19 века, надпись «שחור על לבן זכר לחורבן».

Перенесенная из другой разрушенной синагоги надпись 1344 года. В 19 веке их было 200 человек, столько же – в 17 веке. Но ведь такая маленькая община не выживает! Брачные связи с сефардскими еврейскими торговцами Амстердама и Лондона.

Во всех синагогах Индии надо снимать обувь.

Есть «черные евреи», более темные, их 42 человека, у них 6 синагог.

Наследственное членство в той или иной синагогальной общине.

С одной из синагог в Панур не знают, что делать: никого из ее общины уже не осталость, последний прихожанин уехал в Израиль в 2003 году, арон-кодеш продан туристам (сейчас в Музее диаспоры), взять ее себе ни одна из остальных синагог не может, а единой «кочинской общины» не существует.

Группы «белых» и «черных» евреев не поддерживают друг с другом почти никаких отношений.

Были еще какие-то «мешуари» – потомки прозелитов, но эта община уже не существует, местные евреи уже ничего о ней не знают.

В 19 веке их просвещал некий мудрец Давид Рахаби, и за 200 лет он стал настолько легендарной личностью, что сейчас его считают братом Маймонида!

Туда приезжают дети уехавших в Израиль, чтобы сделать хупу на родине.

Молодой человек лет 25, родился в Израиле, был увезен оттуда в 8 лет. Хорошо говорит на иврите. Интересный пример самосознания: «Я обязательно уеду в Израиль!»

Перейдя на английский: «Наша главная задача – сохранить местную общину!»

«Но ты же только что говорил, что обязательно уедешь в Израиль!»

«Ну, я же тогда на иврите говорил...»

В 50-е годы репатриировались – единственная община мира, полностью репатриировавшаяся за свой счет. Всегда думали об Иерусалиме.

«Не дай Б-г было в детстве уронить на землю листок бумаги со словом Иерусалим! Такую нотацию в синагоге прочитают...»

Живут в мошаве под Беэр-Шевой. Бене Исраэль всегда уважали кочинских за праведность и твердость в вере.

3. Багдади или ираки – пришельцы из Ирака и Халеба, с конца 18 века.

Торговцы на службе британских властей, «слуги раджа». Торговля опиумом. Элита индийских евреев.

Большая часть покинула Индию, оставшиеся слились с Бене Исраэль.

700-800 человек, всего в мире – 7000.

Родной язык – английский (так же, как родной язык оставшихся в Марокко евреев – французский или испанский, в Тетуане, а арабский – это для простолюдинов).

Один из них, богатый коннозаводчик, ведет молитву в синагоге Бене Исраэль в Мумбае.

4. Бене Менаше – прозелиты, иудействующие.

Народ из группы шилонг, язык куки-чин тибето-бирманской группы, северно-бирманская культура. Монголоиды.

Еще в 19 веке были охотниками за головами.

800 человек в штатах Манипур и Мизорам (по другим данным – 6-7 тысяч человек).

У них был культурный герой Мансэ, который вел свой народ через горы; в середине 20 века они приняли протестантизм, стали читать Библию – и обнаружили в ней Manasse!

«Вот мы кто такие!»

Прочитали в газетах об Израиле и поехали. До недавнего времени их гиюрили на месте, но сейчас правительство Индии запретило это, и они подали в БАГАЦ просьбу репатриироваться еще до гиюра, а доспеть уже в Израиле.

Индийский еврейский конгресс колеблется: признавать ли их евреями.

Есть еще иудействующие в штате Андхра-Прадеш, говорящие на телугу.

Есть ли общность индийских евреев? Почти нет.

Но: в деревне Пин в субботу в синагоге сидел одинокий старичок: миньяна нет.

Когда туда зашел Михаил Членов с сопровождающими из Бене Исраэль, дедок схватил его и поволок к биме – читать ему «мишеберах», несмотря на отсутствие миньяна! Еврей пришел – надо его благословить, хоть он и совершенно непривычного вида.

В Индии нет и не было антисемитизма: хватало и того, что евреи относились к низшей касте.

Автор: Автор: Михаил Членов 

Источник: nomen-nescio.livejournal.com

Похожие статьи