Как показывает история Песаха, свобода – это выбор. Евреи в Европе сегодня вновь сталкиваются с этим выбором

В мидраше говорится, что каждый еврей присутствовал на горе Синай для получения Торы.

Почему это событие настолько важно для истории освобождения израильтян? Разве спасение еврейских детей во время десятой казни египетской было менее важным? Или пересечение Красного моря – менее впечатляет? Почему же тогда настолько значимо именно присутствие евреев на горе Синай?

Безрассудно полагать, что правительство, применяющее силу против беженцев, никогда не применит ее против нас

Ответ в том, что на Синае нам был предложен выбор. Каждый человек у подножия горы принял решения принять завет Б-га. В отличие от этого во время Исхода у людей не было никакого влияния на события. Только лишь у горы Синай мы (или, по крайней мере, некоторые из нас) могли отвернуться и отказаться. 

Вместо этого мы произнесли «na’ase ve-nishma» – «сделаем и услышим».

И что же мы выбрали? Каменные скрижали Торы предложили нам herut (свободу), а не harut (предписания, выгравированные на камне). Для того чтобы свобода была настоящей и долговечной, ее нужно выбрать. Она не может быть принята как данность. Она требует приверженности ее сохранению перед лицом невзгод. И, как Агада и Тора не устают напоминать нам, мы, евреи, довольно быстро пожалели о нашем выборе покинуть Египет, испуганные ценой, которую необходимо было заплатить во время нашего пребывания в пустыне. Как вам скажет любая жертва рабства, самым страшным в рабстве является то, что вы привыкаете к нему.

В Агаде говорится о нашем успешном достижении свободы в практическом и духовном смысле. Но как заметил Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», описывающей появление фашизма, всегда есть возможность вернуться, что израильтяне хорошо понимают. Именно поэтому, читая Агаду в этот Песах, особенно в Европе, стоит оглядеться и понять, что же происходит вокруг.

Мы увидим десятки тысяч людей, таких же, как мы с вами, чувствующих угрозу своей безопасности и свободе. Они рассчитывают не на провидение, а на простое соблюдение человеческих прав и элементарную солидарность. Однако мы смотрим на этих людей и видим в них не беженцев, а захватчиков, которые несут нетерпимость и ненависть. Слишком часто такие опасения служат причиной отказа в солидарности.

Само по себе это положение вещей достаточно плачевно, но европейские настроения становятся еще хуже. Больше никто не возмущается, когда государственные деятели призывают стрелять в людей, нелегально пересекающих границы. Немецкий политик и лидер партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Фрауке Петри придерживается именно такой точки зрения, и некоторое количество евреев даже поддерживает ее. Возможно, они поддерживают Петри, полагая, что любой закон необходимо соблюдать, а может, из страха перед исламом, который партия АдГ назвала «неконституционным». Другие евреи поддерживают различные европейские ультраправые партии. В Антверпене, например, харедим высказываются в поддержку «Фламандского интереса», имеющего явную неонацистскую принадлежность, поскольку они обещают оградить ультраортодоксов от агрессии со стороны мусульманских соседей.

По всей Европе евреи чувствуют себя ущемленными, и по понятным причинам опасаются, что с приходом мусульман эта угроза будет только возрастать. Вот почему партии, подобные АдГ и «Фламандскому интересу», набирают популярность.

Сейчас в Европе разворачивается настоящая борьба за европейскую идентичность. Найдет ли Европа способ, чтобы приспособиться к волне новоприбывших, изменив некоторые свои взгляды? А возможно, с помощью мер, предлагаемых Петри, решит избавиться от чужаков. Хотя первый вариант может показаться евреям не слишком хорошим, второе, на мой взгляд, куда страшнее.

Решения Петри и других подобных ей политиков могут привести к господству экстремистов. Безрассудно полагать, что правительство, которое применяет силу к беженцам, никогда не применит ее к нам. Политическое запугивание и насилие с беженцев распространится на тех, кто оказывает им содействие и помощь, а также на тех, кто будет выступать против действий правительства.

Страх последствий свободы является одним из факторов, заставляющих людей самостоятельно отказываться от нее. В современной Европе я вижу как людей, бегущих к свободе в поисках безопасности, так и тех, кто готов отказаться от нее ради того, чтобы защитить себя.

Соблюдая Песах, мы, евреи, должны не только помнить, что выбрали свободу в прошлом, но и принять на себя обязательство выбирать ее в настоящем. 

Автор: Konstanty Gebert

Источник: Tablet

Похожие статьи