Волнующий рассказ о преданной вере евреев, которые во время Катастрофы соблюдали мицву об употреблении мацы в пищу, был впервые услышан благодаря телевизионной передаче «Ха-Ширим Ше-Ахавну» («Песни, которые мы любили»).
Во время праздника Песах, в прошлую среду в своей заключительной сезонной передаче «Ха-Ширим Ше-Ахавну» («Песни, которые мы любили»), ведущий и автор Давид Клигер представил вниманию зрителей интереснейшую программу.
Известные равы рассказали удивительные истории, связанные с праздником Песах.
Один из именитых приглашенных рав Моше бен-Люлю рассказал волнующую историю, которая началась в мрачные дни Катастрофы в одном из лагерей смерти и закончилась совсем недавно в Бней-Браке. Вот она.
В лагере Аушвиц был один еврей, который весь год собирал по крупицам всё, что можно использовать для изготовления мацы (крошки сухарей, древесные щепки), и прятал всё это в потайном месте. Однако как изготовить из этого мацу, он не знал.
Он разыскал молодого человека, который был известен своим бесстрашием, и, передав накопленные тяжким трудом ингредиенты, обратился к нему с просьбой найти способ изготовить два кезайт мацы (примерно треть листа мацы ручной выпечки или половина листа мацы машинной выпечки) на праздник Песах для них обоих.
Юноша согласился и нашел способ приготовить мацу, рискуя жизнью. Держа в руках два кезайт мацы, он шел по направлению к бараку. Вдруг на его пути появился нацистский офицер. От неожиданности парень уронил одну мацу. Увидев это, офицер обрадовался и начал топтать мацу ногами и плевать на нее, издеваясь и угрожая юноше расправой.
Когда юноша вернулся в барак, между ним и его другом возник спор. Кому из двоих достанется оставшаяся маца? Кто исполнит мицву есть мацу на Песах? Наконец они договорились, что старший возьмет мацу, а младший прочтет благословение.
Впоследствии младший из друзей был убит нацистами, а старший выжил и приехал в Израиль, где женился, и у него были дети, внуки и правнуки.
Около двух лет назад выживший еврей явился к одному из адморов в Бней-Браке и пожаловался на тяжелый сон, который повторялся каждую ночь. Ему снился его младший друг из лагеря, который приходил и просил отдать ему мацу, чтобы тот мог исполнить мицву.
Рав сказал, что еврею следует пойти в один бейт-дин (религиозный суд) города Бней-Брака и обратиться к судьям с вопросом: должен ли он вернуть право исполнения мицвы своему умершему другу или нет? После долгих споров и рассуждений вынес бейт-дин свое решение: С точки зрения Галахи (еврейского закона) не должен он возвращать, с человеческой же точки зрения – должен.
Еврей спросил: если по Галахе я не должен, то зачем тогда мне возвращать право исполнения мицвы? И получил такой ответ: «Ты жив, здоров, у тебя есть семья и дети. Ты еще сможешь выполнять мицвот, а тот, кто погиб, – уже нет». И тогда настал волнующий момент, еврей встал и сказал, что возвращает умершему право исполнения мицвы есть мацу.
Автор: Моше Натанэль
Источник: 93fm.co.il