История римских евреев

В то время как большинство людей по праву считают Италию католической страной, в ее столице, Риме, проживает фактически старейшая еврейская община Европы.

Первые евреи, по всей вероятности, прибыли в этот город в качестве посланников Иуды Маккавея во II веке до новой эры. С тех пор евреи продолжали жить в Риме, иногда процветая, но чаще всего испытывая трудности, так как христианство стало доминирующей мировой религией, а действия той же испанской инквизиции сильно сказывались на жизни европейских евреев. На протяжении веков, однако, ни один исторический период не был более значимым для еврейской общины Рима, чем 315 лет, с 1555 по 1870 год, которые еврейский народ был вынужден провести в гетто.

ГОДЫ ГЕТТО

Около 2000–3000 евреев проживали в Риме в 1555 году, когда папа Павел IV огородил гетто стенной. Большинство евреев недавно перебрались в Рим из Южной Италии из-за испанской инквизиции. Пораженный большим притоком евреев, которых он считал гражданами второго сорта, папа Павел IV решил отделить общину стеной.

После того как стены гетто были снесены, большая часть общины покинула этот район

Евреи жили в гетто в невероятной нищете и тесноте, которые всё усугублялись по мере того, как население гетто росло. К 1870 году, когда гетто было наконец-то отменено, община насчитывала около 7000–9000 евреев.

Кроме того, земля, на которой было построено гетто, – семь болотистых и затопленных акров земли – была одним из наихудших районов города.

Евреям было разрешено покидать пределы гетто в дневное время, но за его пределами они должны были носить одежду, которая идентифицировалась в те времена с их религией – желтые шляпы, украшенные колокольчиками, и рог для мужчин, а также две синие полосы поперек груди (тот же знак надевали проститутки) для еврейских женщин. Как и в других странах, еврейские мужчины были, как правило, ограничены двумя типами работы – ростовщичеством и торговлей одеждой. Еврейские женщины проводили долгие дни вместе за шитьем одежды, в то время как их мужья уезжали по делам на целый день. Эти женщины научились отлично переделывать старую одежду – они превращали старые платья и кусочки ткани в красивые новые модели.

Все евреи были обязаны посещать католические церкви, которые окружали гетто со всех сторон. Некоторые евреи молча протестовали, засовывая воск и хлебные комочки в свои уши, чтобы заглушить слова проповедей. Чтобы добавить «соль на раны», евреям в гетто было разрешено иметь лишь одну синагогу – что было крайне неудобно для такого разнообразного общества, в которое входили коренные римские евреи (называемые «итальким») и сефардские евреи из нескольких общин юга. Чтобы решить эту проблему, в небольшой синагоге тайно размешались пять различных конгрегаций.

Папа полагал, что одного-двух поколений евреев при жизни в таких тяжелых условиях будет достаточно, чтобы они решили отказаться от своей веры. Хотя и были отдельные евреи, которые обратились в христианство, но лишенная свободы еврейская община гетто стала только сильнее. Стены гетто позволили евреям исповедовать свою религию в относительной безопасности и способствовали их сплочению – и, как ни странно, позволили культуре римских евреев развиваться и процветать.

ПАДЕНИЕ ГЕТТО

Гетто было отменено в 1870 году, когда в Риме закончилась папская власть и евреи были признаны равноправными гражданами Италии. На протяжении трех последующих десятилетий стены были постепенно снесены, и весь район был перестроен. Эта перестройка включила в себя возведение Tempio Maggiore di Roma, Великой римской синагоги, строительство которой было завершено в 1904 году. Преобразование физического пространства было поистине драматическим. «Когда люди сегодня посещают гетто, то они не понимают, почему там было так плохо», – говорит Микаэла Павонселло, экскурсовод компании «Пешие туры по еврейским местам в Риме».

Но истинная трагедия произошла во время Второй мировой войны, когда около 7000 евреев из 2000 городов были отправлены в нацистские концлагеря, где большая их часть была убита. А в 1982 году небольшая группа палестинских боевиков напала на Великую синагогу и убила 2-летнего мальчика, а также ранила других. Несмотря на все эти ужасы, большая часть XX и начала XXI века оказалась куда более благосклонна к римским евреям.

РИМСКИЕ ЕВРЕИ СЕГОДНЯ

Естественно, после того как стены гетто были снесены, большая часть общины (те, кто мог себе это позволить) покинула этот район. Сегодня только 400–800 римских евреев проживает на территории гетто (этот район по-прежнему так называется). Гетто в последнее время проходит активное облагораживание. Сегодня на его улицах полно ресторанов и художественных галерей, а квартиры там продаются более чем за миллион евро. Как ни странно, благодаря этим изменениям теперь в руках одних и тех же семей сосредоточена наиболее желанная в стране недвижимость – недвижимость, которую они не могли раньше оставить, так как были слишком бедными.

Источник: myjewishlearning.com

Похожие статьи