Захар Смушкин: «Настоящий коллекционер не должен сидеть на сокровище»

Государственный Эрмитаж первым из музеев начал демонстрировать публике частные коллекции, если они того заслуживают.

В Манеже Малого Эрмитажа на 4,5 месяца разместилось одно из крупнейших мировых собраний творений японских мастеров «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912)» из личного архива предпринимателя и члена еврейской общины Захара Давидовича Смушкина. На открытии коллекционер сам впервые увидел свои сокровища в музейном оформлении.

– Я приехал сюда и онемел, – признается Захар Смушкин. – Это похоже на бриллиант: одно дело, ты нашел его, оценил, взвесил и подсчитал караты, а другое дело – ты сделал из него украшение.


За семь лет Захар Смушкин собрал на аукционах и в зарубежных галереях около 700 предметов уникальной эпохи в истории Японии – времени правления императора Муцухито (1852 – 1912), чьим девизом стало мэйдзи («просвещенное правление»), намерение создать новую, современную страну. В эти годы японские мастера возвели создание декоративно-прикладных предметов в ранг высокого искусства. Именно это, по словам коллекционера, восхитило его настолько, что вдохновило на тщательный поиск в течение нескольких лет.


– Для меня здесь номер один – это работа по металлу и роспись по панелям, потому что как коллекционер я все-таки ближе к живописи, – рассказывает Смушкин. Я нашел лучшие вещи в каждом из направлений, хотя специально не трогал оружие, мечи, кость. Моя коллекция репрезентативна и полна, поэтому я прекратил ее собирать: как говорится, вставать из-за стола надо голодным. Да, по глубине направлений в мире есть коллекции лучше, но по ширине мою коллекцию превосходит только одна, которая считается эталоном и была собрана на 50 лет раньше.


Одной из самых сильных и больших коллекций в мире назвал собрание Захара Смушкина директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, поблагодарив коллекционера за передачу своих ценностей для экспозиции.


Захар Давидович рассказал, что планирует после Эрмитажа поселить собрание японской красоты в новом музее проекта «Южный» (проект по строительству города-спутника на юге Петербурга – ред.), которым он сейчас занимается. По его словам, именно эта работа в свое время заставила его заняться коллекционированием прекрасного.


– Я всю жизнь занимаюсь материальными вещами, – говорит предприниматель. – Но, начав заниматься проектом «Южный», я увидел, что без духовного развития становлюсь прагматичным и циничным. Коллекционирование таких предметов искусства – это способ познания мира, если хотите. В наблюдении мастерства видна эволюция человеческих вопросов: как, зачем, для чего? И кстати, вопросы, с точки зрения иудаизма, важнее, чем ответы.

В «Южном» коллекционер планирует открыть частный музей современного искусства по примеру «Метрополя», построенного не на государственные средства.


– В Петербурге, к сожалению, нет полноценного музея Востока, нет другого музея современного искусства, кроме «Эрарты». Но у моих друзей есть множество частных коллекций, которые можно выставить – было бы место. А ведь есть возможность показать произведения искусства, которые тебе достались, это необходимо делать. Настоящий коллекционер не должен сидеть на своем сокровище.


Источник: НОВОСТИ JEPS


Похожие статьи