В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 10 апреля, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с одним из главных праздников еврейства – Песах, временем избавления нашего народа от рабства и обретения свободы.
Символом этого праздника традиционно считается маца: Тора так его и называет – «хаг а-мацот», «праздник мацы». Часто люди спрашивают, почему именно маца стала символом Песах? Ведь это праздник свободы, праздник радости и великой победы! А мацу называют «хлебом бедности», наши предки готовили ее, выходя из Египта, просто потому, что больше у них ничего не было.
Чтобы понять ответ, лучше всего обратиться к Торе. Песах – единственный праздник, где Тора сообщает нам о событиях с точностью до часа и даже до минуты: исход из Египта случился «ровно в полдень». Понятно, что в Святых книгах ничего не говорится просто так: эта подробность имеет огромное значение. Если бы, не дай Б-г, евреи остались в Египте еще хотя бы час-другой – они вообще не вышли бы оттуда! За долгие годы рабства народ утратил традицию, утратил свой национальный дух – задержись он еще хоть немного с исходом, некого было бы освобождать! Откладывание – это неволя, а избавление это исход из Египта «здесь и сейчас».
Именно такой исход «здесь и сейчас» символизирует маца. Б-г сказал: «Идите!» – и весь народ в тот же момент снялся с места, даже не дождался, пока тесто подойдет! Люди не знали, что будет с ними завтра, они просто положились на Б-га. Это совершенно особый подход: ведь когда человек специально готовится к важному шагу – он считает, что результат зависит от него самого; а если делает этот шаг без подготовки – значит, он верит, что результат зависит от Б-га, что Б-г обязательно поможет. Недаром в книге «Зоар» маца называется «хлебом веры»: только через веру, через полное доверие Б-гу человек обретает свободу.
В ХХ веке российское еврейство оказалось примерно в такой же ситуации, как наши предки в Египте. Четыре поколения жили без Торы и заповедей, без синагог и еврейских школ. Все эти годы маца оставалась едва ли единственным символом еврейской жизни в национальной памяти: даже люди, полностью оторванные в детстве от еврейства, вспоминают, как бабушка, тайно от соседей, пекла мацу в духовке, и как эта маца потом хрустела. По сути, вся семья сохраняла связь с верой через мацу!
И вот, как только появились первые признаки «оттепели» в отношении властей к евреям – мы провели «Операцию маца»: незадолго до Песах разместили объявления, что есть возможность купить мацу на праздник. Отклик был такой, какого не ожидали даже самые заядлые оптимисты: тысячи человек пришли в общину! Тысячи человек маца вернула к еврейству, тысячи человек она вывела на свободу!
Уверен, что и сегодня, когда нас уже давно никто не угнетает, когда наша вера пользуется уважением в России, маца на Песах тоже помогает нам стать по-настоящему свободными. Сидя за столом седера, вкушая мацу – «хлеб свободы» – мы вспоминаем о том, что нам заповедано «в каждом поколении чувствовать себя так, словно это мы вышли из Египта». Рамбам подчеркивает, что человек должен еще и вести себя так, словно он вышел из Египта и стал свободным человеком. А что значит «вести себя как свободный человек»? Это значит – реально освободиться от «внутреннего Египта», от тех ограничений, которые могут помешать нашей свободе даже в самом демократическом обществе! Освободиться от страхов, от вредных привычек, от давления пропаганды и соблазнов рекламы… Причем освободиться «здесь и сейчас» – сразу, не откладывая на завтра! А такое освобождение возможно только через веру, через глубокую внутреннюю убежденность в том, что Б-г желает нам блага.
И когда мы все таким образом обретем подлинную свободу – нет сомнения, что Б-г дарует нам то, чего мы с таким нетерпением ждем: окончательное избавление с приходом Машиаха».
Источник: Лехаим